По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Местный референдум как форма местного самоуправления — особенности проведения

Владимир Сергеевич Фёдоров кандидат юридических наук, г. Екатеринбург

Российская Федерация является демократическим государством, что означает — власть принадлежит народу, проживающему на ее территории и имеющему гражданство данного государства. Выражением волеизъявления граждан является местный референдум, проведение которого позволяет решить актуальные проблемы и вопросы на местном уровне.

Литература:

1. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

2. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации».

3. Астафичев П. А. Муниципальное право России. Учебное пособие. — М.: Инфра-М, РИОР, 2016. — 368 с.

4. Бердникова Е. В. Муниципальное право в схемах. — М.: Проспект, 2015. — 152 с.

5. Малько А. В. Муниципальное право России: учебник и практикум для прикладного бакалавриата. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 414 с.

Понятие «референдум» определяется как голосование граждан, проживающих на одной территории в границах одного или нескольких муниципальных образований. Легитимность проведения референдума обеспечивается Конституцией Российской Федерации, федеральным и муниципальным законодательством.

Близкой референдуму формой местного самоуправления является опрос. Однако основное отличие в том, что его результаты не имеют законодательной силы и обязательности решения. Органы местного муниципалитета лишь обязаны принять результаты опроса во внимание.

Как реальная форма народовластия референдум закреплен в Конституции Российской Федерации, а также регламентируется федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.

При проведении референдумов соблюдается право гражданина РФ избирать и быть избранным. В голосовании принимают участие все жители муниципалитета (нескольких муниципалитетов). При этом запрещены любые ограничения на участие в референдуме по полу, возрасту, национальной и расовой принадлежности, политическим и религиозным убеждениям, образованию.

В федеральном законе от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» закреплен список лиц, имеющих право инициировать проведение референдума. К таковым относятся:

• граждане Российской Федерации, проживающие в муниципалитете, где планируется проводить референдум;

• локальные общественные и избирательные объединения;

• представительные органы муниципального образования, в котором планируется проведение референдума, совместно с главой данного МО.

Одним из неизменных принципов проведения местного референдума является принцип гласности, при котором вся информация и сведения, касающиеся подготовки и проведения референдума, доносятся до жителей путем размещения в публичных источниках, средствах массовой информации. Обнародуются и итоги голосования.

Для Цитирования:
Владимир Сергеевич Фёдоров, Местный референдум как форма местного самоуправления — особенности проведения. Глава местной администрации. 2022;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала