Уже с самого своего начала 2020 год стал сложным годом для российской экономики. Начало кризиса было вызвано сначала снижением цен на нефть, а затем — пандемией коронавируса. Регионы и страна в целом вступили в сложный экономический период, сопровождавшийся закрытием большого числа организаций малого и среднего бизнеса, работавших в сфере предоставления услуг.
Введение санитарно-эпидемиологических норм с вынужденным прекращением работы субъектов предпринимательства привело к негативным экономическим последствиям, в первую очередь — для регионов. С закрытием бизнесов, сокращением производства закономерно произошло сокращение налоговых поступлений в бюджет. Несмотря на меры поддержки, оказываемые государством, согласно прогнозам практически все регионы страны столкнутся или уже столкнулись с дефицитом бюджета, самым критичным за последние два десятилетия.
Положение субъектов малого и среднего бизнеса сегодня определяется не только тем, насколько четко соблюдались санитарно-эпидемиологические меры, но и степенью поддержки со стороны государства. Если говорить об ожиданиях со стороны предпринимателей к антикризисным действиям со стороны государства и о реально принятых мерах, то здесь наблюдается высокий уровень разочарованности. Меры, реализованные в разных субъектах Российской Федерации, очень схожи и не учитывают региональную специфику бизнеса. Антикризисные программы, подготовленные на региональном уровне, включают следующие направления: налоговые льготы, льготы по аренде муниципального имущества и кредитные льготы. Рассмотрим каждое из них в отдельности.
1. Налоговые льготы. Налоговые послабления, внедренные на региональном уровне, коснулись, прежде всего, отраслей, признанных пострадавшими из-за пандемии. В отличие от федеральных антикризисных мер, региональные льготы в большинстве регионов страны смогли получить предприниматели, работающие на упрощенной системе налогообложения как наиболее востребованной в сфере малого и среднего бизнеса.