— Илья Александрович, как вы считаете, почему интерес к конкурсу на должность сити-менеджеров городов в последнее время снизился?
— Дело в том, что раньше многие участвовали в подобных конкурсах «на дурачка» — а вдруг получится. Кто-то пускал слух, что руководство региона хочет назначить на пост мэра одного человека, но в нем не уверено. И у других появлялась надежда: если заявиться, то шанс будет. Поэтому в конкурсе участвовали как самостоятельные игроки, так и представители различных политических партий. Теперь участники не хотят тратить силы на заведомо проигрышную историю.
— Неужели все теперь настолько предсказуемо, что даже не пытаются?
— Если вы не согласованный в администрации человек, велик шанс, что вас подставят. Даже в случае победы можно поставить подпись «не туда», потом за это сесть. Бюджетные документы могут не сойтись на пару тысяч рублей, и руководитель уже несет ответственность, вплоть до уголовной. Да и сам конкурс сложный. На него нужно еще правильно подать документы.
Думаю, что люди со временем разочаровались. С 2012 по 2016 год число участников конкурсных процедур падало. Сначала в конкурсные комиссии поступало по 20–30 заявок, потом по 10, потом по пять, сейчас вообще кое-где перестали подавать. Да и активных людей в небольших регионах часто немного, и они уже пробовали свои силы в подобных конкурсах. В итоге поняли, что победа маловероятна. Ощущение невозможности пробиться даже на, казалось бы, открытую должность без договоров и связей отваживает людей от попыток пробовать свои силы.
— Вот недавно прошли выборы глав пяти муниципальных образований. В общей сложности в них участвовали буквально около 15 человек. Где-то состязались всего по два кандидата. Как правило, на муниципальные выборы заявляются представители «Единой России», ЛДПР и самовыдвиженцы чаще всего. Получается, особого интереса к прямым выборам мэров нет ни у граждан, ни у политических сил?