Кадровый вопрос остается одним из важнейших и остро стоящих перед российским сельским хозяйством как в целом, так и в отдельно взятом регионе, территории и у товаропроизводителя (работодателя). По результатам опроса о ситуации на рынке труда, проведенного международной рекрутинговой компанией Hays в России, о нехватке кадров по отрасли в целом говорят 35 % опрошенных работодателей, 41 % – что ощущается недостаток только специалистов с новыми или редкими функциями и только 24 % работодателей не испытывают сложностей при поиске сотрудников и считают, что в их отрасли профессионалов достаточно. Больше всего дефицит кадров испытывает сельское хозяйство – 78 % респондентов отметили нехватку самых разных профессионалов; добывающая промышленность – 50 %, металлургия – 50 %, отрасль информационных технологий – 49 %, химическое производство – 48 % [8].
Например, согласно анализу данных регулярного обзора вакансий АПК, проводимого «Россельхозбанком» на базе сервиса по подбору персонала на платформе «Свое фермерство», коммерческий директор цифровой платформы для агробизнеса «ИнтТерра» Ю. Васильев отмечает, что самой востребованной профессией в период сбора урожая в 2021 г. стала вакансия агронома, специалиста по транспортной логистике, но в первую очередь – маркетолога-аналитика [1].
Безусловно, цифровые технологии являются не только технологической базой для модернизации аграрного производства, но также основанием для непрерывного самосовершенствования и расширения знаний работников [9].
Поэтому переход к цифровой экономике требует от большинства хозяйствующих субъектов, относящихся к аграрной сфере, применения в своем производстве современных технологий и техники. В этой связи требуется постоянный рост квалификации работников аграрного сектора, поэтому необходимо налаживать систему непрерывного обучения в течение всей трудовой деятельности [16].
Цель работы – изучить и проанализировать ряд мероприятий по закреплению кадров АПК в условиях цифровой экономики.