По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 629.423.24

Мероприятия по улучшению качества питьевого водоснабжения в пассажирских вагонах локомотивной тяги

Юдаева О.С. ФГУП ВНИИЖГ Роспотребнадзора, Москва, Россия
Гречушникова Д.В. ФГУП ВНИИЖГ Роспотребнадзора, Москва, Россия

Питьевая вода, поступающая в систему водоснабжения пассажирского вагона, заправляется на железнодорожных станциях по маршруту следования поезда, и каждый раз она отличаются по своему химическому и микробиологическому составу, и может не соответствовать требованиям СанПиН 2.1.4.1074–01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». Не отвечающая требованиям питьевая вода в системе водоснабжения является важной санитарно-гигиенической проблемой не только для пассажиров, но и для поездных бригад.

Литература:

1. Автушко Е.А. О целевой программе «Чистая вода на 2011–2017 гг.» // Вестник Сибирского государственного индустриального университета. — 2014. — № 4 (10). — С. 56–59.

2. Вагоны пассажирские. Руководство по капитально-восстановительному ремонту. 046 ПКБ ЦЛ2007 РК.

3. Каськов Ю.Н. Научное обоснование и реализация системы приоритетных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия на железнодорожном транспорте в условиях административной реформы // Дисс. на соискание ученой степени д-ра мед. наук. — СпбЮ, 2014. — 380 с.

4. Овечкина Ж.В., Шарабан А.А., Юдаева О.С., Резанова О.А., Гречушникова Д.В. Вопросы санитарно-гигиенического обеспечения проезда пассажиров на железнодорожном транспорте // Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых и специалистов «Окружающая среда и здоровье. Молодые ученые за устойчивое развитие страны в глобальном мире», с международным участием. — М., 2012. — С. 254–258.

5. Овечкина Ж.В., Юдаева О.С., Гречушникова Д.В. Обеспечение санитарно-гигиенической безопасности проезда пассажиров на железнодорожном транспорте // Материалы XI Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. — Т. 1. — М., 2012. — С. 609–612.

6. Томилова О.С. Повышение качества водоподготовки в пассажирских вагонах на основе системы контроля дозы облучения в проектируемых конструкциях ультрафиолетовых стерилизаторов //Дисс. на соискание ученой степени канд. техн. наук. — Томск, 2015. — 164 с.

7. Федеральная целевая программа «Чистая вода на 2011– 2017 гг.». — М., 2010. — 120 с.

8. СП 2.5.1198-03 «Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте».

9. СанПиН 2.1.4.1074‑01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».

10. ГОСТ Р 56393‑2015 «Вагоны пассажирские локомотивной тяги. Методы испытаний по санитарно-гигиеническим и экологическим показателям».

11. Юдаева О.С., Гречушникова Д.В. Изучение фильтрационного метода очистки воды в системе водоснабжения пассажирских вагонов // Современные проблемы эпидемиологии и гигиены. — М., 2016. — С. 253– 254.

12. Юдаева О.С., Гречушникова Д.В. Санитарно-гигиенические испытания опытного образца установки обеззараживания воды для пассажирских вагонов локомотивной тяги // Сборник трудов ученых и специалистов транспортной отрасли, II вып. — М., 2016. — С. 32–39.

13. Юдаева О.С., Гречушникова Д.В. Обеспечение санитарно-гигиенической и экологической безопасности пассажирских вагонов локомотивной тяги в условиях эксплуатации // Научно-практический и учебнометодический журнал «Безопасность жизнедеятельности». — 2017. — № 3 (195). — С. 22–27.

По официальным данным территориальных органов Роспотребнадзора низкое качество питьевой воды связано с поступлением в водоисточники необеззараженных или недостаточно обеззараженных бытовых сточных вод, антропотехногенным загрязнением поверхностных и подземных вод, отсутствием или ненадлежащим состоянием зон санитарной охраны водоисточников, использованием старых технологических решений водоподготовки, низким санитарно-техническим состоянием существующих водопроводных сетей и сооружений, нестабильной подачей воды [1,3,7].

Система водоснабжения пассажирских вагонов может отрицательно влиять на качество заправляемой воды и приводить к вторичному загрязнению, это связано с нарушением правил хранения, эксплуатации наливных шлангов, загрязнением внутренней поверхности баков и труднодоступности очистки баков [3–5,6].

Каждый вагон оборудован индивидуальной системой водоснабжения, состоящей из баков, разводящей и подводящей систем трубопровода. Система водоснабжения включает в себя: наливные трубы с заправочными головками, два бака вместимостью по 650 л, две установки подачи холодной и горячей воды, водонагреватель, мойки, умывальные чаши, душевую сетку, расходный бак системы водяного пожаротушения, трубопроводы и арматуру, устройство контроля уровня воды в баках. Работа системы заключается в следующем: вода из водоразборной колонки на станционных путях через наливные трубы с заправочными головками поступает в баки, а из них подается в трубопроводы к потребителям. Система водоснабжения оборудована автоматическим устройством, предотвращающим переполнение бака в процессе заправки и сигнализирующем о его заполнении.

Водоподготовка в системе водоснабжения пассажирских вагонов имеет достаточно сложную технологию, при этом возникают такие проблемы, как накипь, коррозия металла и многие другие [11,13].

Для разработки мероприятий для улучшения качества питьевого водоснабжения вагона необходимо учитывать срок эксплуатации подвижного состава. Срок эксплуатации вагонов новой постройки (Россия) составляет 40 лет, старой постройки (Германия) — 28 лет. После окончания срока эксплуатации проводится капитально-восстановительный ремонт вагона, где замена баков и системы водоснабжения не предусмотрена, что следует также учитывать при разработке мероприятий [2].

Для Цитирования:
Юдаева О.С., Гречушникова Д.В., Мероприятия по улучшению качества питьевого водоснабжения в пассажирских вагонах локомотивной тяги. Конструкторское Бюро. 2017;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: