По официальным данным территориальных органов Роспотребнадзора низкое качество питьевой воды связано с поступлением в водоисточники необеззараженных или недостаточно обеззараженных бытовых сточных вод, антропотехногенным загрязнением поверхностных и подземных вод, отсутствием или ненадлежащим состоянием зон санитарной охраны водоисточников, использованием старых технологических решений водоподготовки, низким санитарно-техническим состоянием существующих водопроводных сетей и сооружений, нестабильной подачей воды [1,3,7].
Система водоснабжения пассажирских вагонов может отрицательно влиять на качество заправляемой воды и приводить к вторичному загрязнению, это связано с нарушением правил хранения, эксплуатации наливных шлангов, загрязнением внутренней поверхности баков и труднодоступности очистки баков [3–5,6].
Каждый вагон оборудован индивидуальной системой водоснабжения, состоящей из баков, разводящей и подводящей систем трубопровода. Система водоснабжения включает в себя: наливные трубы с заправочными головками, два бака вместимостью по 650 л, две установки подачи холодной и горячей воды, водонагреватель, мойки, умывальные чаши, душевую сетку, расходный бак системы водяного пожаротушения, трубопроводы и арматуру, устройство контроля уровня воды в баках. Работа системы заключается в следующем: вода из водоразборной колонки на станционных путях через наливные трубы с заправочными головками поступает в баки, а из них подается в трубопроводы к потребителям. Система водоснабжения оборудована автоматическим устройством, предотвращающим переполнение бака в процессе заправки и сигнализирующем о его заполнении.
Водоподготовка в системе водоснабжения пассажирских вагонов имеет достаточно сложную технологию, при этом возникают такие проблемы, как накипь, коррозия металла и многие другие [11,13].
Для разработки мероприятий для улучшения качества питьевого водоснабжения вагона необходимо учитывать срок эксплуатации подвижного состава. Срок эксплуатации вагонов новой постройки (Россия) составляет 40 лет, старой постройки (Германия) — 28 лет. После окончания срока эксплуатации проводится капитально-восстановительный ремонт вагона, где замена баков и системы водоснабжения не предусмотрена, что следует также учитывать при разработке мероприятий [2].