Современный этап мирохозяйственной эволюции оказывается весьма непростым в контексте отмечаемых негативных процессов и явлений. Кроме нарастающей «турбулентности» обращают на себя все большее внимание признаки деформации сложившейся в прежний период системы глобальных торгово-экономических связей.
Подтверждением этому можно считать череду неурядиц в сфере как мирового хозяйства, так и международной товарной торговли. Исследование динамики важнейших макроэкономических показателей по отдельным регионам и странам позволяет определить происходящее, прежде всего, как своеобразную «полосу препятствий» на пути их поступательного развития.
Следует заметить, что первые негативные тренды проявились вскоре после краткого периода посткризисного восстановления региональных и национальных экономик. Так, с 2012 г. наметилось ухудшение конъюнктуры важнейших мировых товарных рынков, отразившееся в значительном падении цен на основные группы товаров в международной торговле (табл. 1). Причем данный тренд оказался довольно продолжительным фактически вплоть до некоторого ослабления в 2017 г. Однако «вторая» его волна, по данным Международного валютного фонда (МВФ), проявилась в 2018–2019 гг. То есть «перерыв» стал более чем кратковременным. Вполне вероятно, что «нагнетание негативной ситуации» в глобальном обмене было обусловлено и распространением с 2014 г. санкционных мероприятий ряда развитых стран Запада в отношении «неудобных» для них внешнеторговых партнеров, в число которых вошли, в частности, Республика Беларусь, Российская Федерация и пр. Закономерной реакцией попавших под санкции стран стали ответные «зеркальные» меры, что также оказало негативное воздействие на динамику мирового товарооборота. Со временем стало очевидным, что санкционное противостояние привело к заметным потерям всех участников и не позволило, по оценкам экспертов, его инициаторам добиться поставленных целей.
Помимо этого, в условиях нарастания различного рода катаклизмов за последнее пятилетие отмечалось проявление протекционистских настроений со стороны субъектов международной торговли, обеспокоенных подобной активизацией негативных процессов. Поэтому ряд таких стран проявил вполне объяснимое стремление стабилизировать общую ситуацию с учетом своих интересов. Результатом стали практические шаги по формированию «закрытых» зон свободной торговли «нового типа» с более высокими стандартами для их участников (в частности, проекты ТТИП, ТТП). Весьма примечательно, что подобные действия осуществлялись в противовес общепризнанным принципам Всемирной торговой организации (ВТО), а это наносило как минимум репутационный ущерб мировому регулятору.