По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 159.955.4

Ментальные эпидемии и «мозговые» вирусы в эпоху информационных войн

Ашманов Игорь Станиславович ООО «Ашманов и партнеры», Россия, 121357, Москва, Верейская ул., 29, стр. 134, E-mail: info@ashmanov.com

Автор обращается к теме информационной агрессии, ее форм и инструментов. Особое внимание уделено явлению «мозгового» (ментального) вируса как средства воздействия на аудиторию. Сделан вывод, что все социальные потрясения в России за последние 30–35 лет являются следствием острого противостояния патриотических и глобалистских мировоззрений, концепций, риторик и взглядов.

Статья поступила 20.01.2019 г.

Понятно, что не все вброшенные ментальные вирусы «взлетают». На самом деле подавляющее большинство из них никогда не получает широкого распространения, не «цепляет».

Видимо, это процесс принципиально непредсказуемый, как с кассовыми сборами голливудских фильмов, каждый из которых вроде бы делают высокие профессионалы. Нужна удача, момент, стечение обстоятельств, креатив и т.п.

Не все читатели могли заметить в начале 1990-х гг. посев понятия «новый русский» — одного из многочисленных ментальных вирусов перестройки в СССР, но все встречались с его последствиями — анекдотами про новых русских.

Первый вброс, статья о том, что вот есть старые русские — всякие лентяи, иждивенцы, пьяницы, коммунисты, старики, мракобесные бабки, а есть прикольные новые русские — энергичные, молодые, богатые и предприимчивые, появилась, насколько я помню, 8 сентября 1992 г. в КоммерсантЪ-Daily.

Тут же тему дружно поддержали журнал «Огонек» и другая либеральная пресса. Было видно, что понятие вводится всерьез, целенаправленно, профессионально.

Но народ его не принял, отрыгнул этот вирус очень быстро: уже в декабре 1992 г. появился первый анекдот про нового русского, а в 1993 г. они пошли просто косяком.

Вирус не взлетел, несмотря на усилия либеральных журналистов, а точнее, быстро мутировал в другой, полезный «народный вирус», став темой бесконечных анекдотов про Вована и Коляна в малиновых пиджаках на 600-х мерсах.

Именно из-за невысокого процента удачных вирусов мы видим ежедневно мощный поток фейков, вбросов, «новостей», которые опровергаются через пару часов или пару дней — это идет постоянный посев вирусов-кандидатов. Делаются они, видимо, далеко не всегда суперпрофессионалами, много тут и частной активности, непрофессиональной работы с помощью простых генераторов вирусов.

Важен процент конверсии, средний уровень заражения.

Конечно, наиболее эффективны не чисто виртуальные, а гибридные вирусы, соединяющие офлайновые и онлайновые элементы: медийная кампания плюс реальное событие (кампания в соцсетях по сбору на митинг, сбитый Боинг и немедленная массовая поддержка американской версии в западных СМИ, теракт и т.п.).

Для Цитирования:
Ашманов Игорь Станиславович, Ментальные эпидемии и «мозговые» вирусы в эпоху информационных войн. Вопросы культурологии. 2019;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: