По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 616.08.085

Менеджмент и качество в медицинской организации

Казакова Татьяна Викторовна медицинский психолог отделения управления качеством медицинской помощи, ФГУ «3 Центральный военный клинический госпиталь им. А.А. Вишневского» Минобороны России, Московская область, Красногорский район, п/о Архангельское, e-mail: Q3cmch@yandex.ru
Брескина Татьяна Николаевна доктор медицинских наук, врач высшей категории, начальник отделения управления качеством медицинской помощи, ФГУ «3 Центральный военный клинический госпиталь им. А.А. Вишневского» Минобороны России, Московская область, Красногорский район, п/о Архангельское, e-mail: Q3cmch@yandex.ru
Азбаров Анатолий Акимович кандидат медицинских наук, врач высшей категории, заведующий отделением анестезиологии-реанимации, ФГУ «3 Центральный военный клинический госпиталь им. А.А. Вишневского» Минобороны России, Московская область, Красногорский район, п/о Архангельское, e-mail: azbarov@mail.ru
Белякин Сергей Анатольевич доктор медицинских наук, врач высшей категории, начальник госпиталя, ФГУ «3 Центральный военный клинический госпиталь им. А.А. Вишневского» Минобороны России, Московская область, Красногорский район, п/о Архангельское, e-mail: 3hospital@mail.ru; 3cmch@3hospital.ru
Ковальчук Михаил Михайлович экономист, ИТР ФГУ «3 Центральный военный клинический госпиталь им. А.А. Вишневского» Минобороны России, Московская область, Красногорский район, п/о Архангельское, e-mail: mihail.kovalchuk@yandex.ru

Успешная деятельность любой медицинской организации, нацеленная на повышение удовлетворенности потребителя, невозможна без использования современных методов и технологий управления качеством. Среди них ведущее значение имеют социально-психологические методы на основе системного подхода и инноваций. Эта работа предполагает обязательное вовлечение самих медицинских работников и направление усилий на постоянное совершенствование деятельности. Целью настоящей работы являлась разработка системы социально-психологического обеспечения ее базового элемента – этического стандарта медицинских работников, представленного в виде блок-схемы. Вовлечение всего персонала медицинской организации позволяет формировать у сотрудников приверженность постулатам этического стандарта, снижать риски сопротивления нововведениям. Комплексный подход к созданию в структуре системы менеджмента качества подсистемы социально-психологического обеспечения, практическому внедрению и совершенствованию всех ее составляющих обеспечивает повышение эффективности деятельности, устойчивое развитие и конкурентоспособность современной медицинской организации.

Литература:

1.Брескина Т.Н. Тезисы докладов международной научно-практической конференции ЦВКГ им. А.А. Вишневского. – Красногорск, 2004. – С. 17.

2.Брескина Т.Н. Основные направления совершенствования качества медицинской помощи в многопрофильном стационаре: дис. … д-ра мед. наук. – М., 2008. – 322 с.

3.Вардосанидзе С.Л. Методологические основы антикризисного управления больницей (безопасность измерения, качество): автореф. дис. … д-ра мед. наук. – М., 2003. – 47 с.

4.Вялков А.И., Кучеренко В.З., Татарников М.А. // Проблемы управления здравоохранением. – 2005. – № 5. – С. 5–14.

5.Расторгуева Т.Н. Научное обоснование современных подходов к управлению человеческими ресурсами в здравоохранении: дис. … д-ра мед.наук. – М., 2009. – 314 с.

6.Стожаров В.В. Система обеспечения структурного качества медицинской помощи: автореф. дис. … д-ра мед. наук. – СПб., 2005.

7.Татарников М.А. // Вопросы экспертизы качества медицинской помощи. – 2008. – № 7. – С. 3–5.

8.Ткач Е.П. Соотношение корпоративных, юридических и этических регуляторов качества оказания медицинской помощи и предоставления медицинских услуг: дис. ... канд. мед. наук. – Волгоград, 2006.

9.Ушаков И.В., Князюк Н.Ф., Кицул И.С. // Менеджер здравоохранения. – 2006. – № 1. – С. 14–18.

10.Хисамутдинов И.Ф. Оптимизация управления качеством стационарной помощи в условиях реформирования здравоохранения: автореф. дис. ... канд. мед. наук. – Казань, 2006. – 22 с.

11.Чумаков А.С. Модель непрерывного улучшения качества медицинских услуг в условиях обязательного медицинского страхования с позиций их потребителей: дис. … д-ра мед. наук. – М., 2009. – 374 с.

12.Шильникова Н.Ф., Ходакова О.В. // Проблемы управления здравоохранением. – 2004. – № 6. – С. 42–45.

13.Щепин О.П., Стародубов В.И., Линденбратен А.Л., Галанова Г.И. Методологические основы и механизмы обеспечения качества медицинской помощи. – М.: Медицина, 2002. – 176 с.

14.Питерс Т. Как сделать бизнес совершеннее? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.e-xecutive.ru/blog/TomPetersmanagement/3756.php.

Повышение эффективности и конкурентоспособности медицинской организации (МО) обеспечивается путем использования современных методов и технологий управления, среди которых все большее значение приобретают социально-психологические методы [12]. Достижения в области социальной психологии позволяют по-новому взглянуть на проблемы трудовой мотивации медицинских работников, социально-психологического и информационного обеспечения процесса управления здравоохранением, особенно в период его реформирования [4, 5, 12, 13].

Несмотря на активное изучение проблемы управления качеством медицинской помощи (КМП) как важнейшей научно-практической задачи современного здравоохранения, немногочисленны работы, в которых представлены социально-психологические технологии повышения КМП на основе системного подхода и инноваций [1–3, 5, 6, 11, 13]. В то же время решение проблемы обеспечения и повышения КМП невозможно без привлечения к этому вопросу самих медицинских работников и их направленных усилий на достижение и постоянное повышение качества на каждом рабочем месте [7–10].

В СМК медицинской организации основные элементы социально-психологического обеспечения как подсистемы менеджмента качества в МО мы представили в их неразрывной взаимосвязи, опираясь на подходы, применяемые в модели премии правительства РФ в области качества (рисунок).

В модели премии все критерии группы «Результаты» деятельности организации имеют две составляющие:

– первая составляющая характеризует то, что по этому поводу думает сам потребитель (пациент) и персонал, т.е. представляет их «прямой голос». На получение такой информации и ее изучение должны быть направлены усилия организации, определены социально-психологические методы работы в направлении получения этой непосредственной информации;

– вторая составляющая характеризует то, что делает сама организация для максимального обеспечения удовлетворенности пациентов и всех заинтересованных сторон (персонала, общества, государства).

Для Цитирования:
Казакова Татьяна Викторовна, Брескина Татьяна Николаевна, Азбаров Анатолий Акимович, Белякин Сергей Анатольевич, Ковальчук Михаил Михайлович, Менеджмент и качество в медицинской организации. Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2018;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: