Такой документ, как полис обязательного медицинского страхования (ОМС), есть у каждого из нас. Но далеко не все знают, что страховая медицинская организация и есть та первая инстанция, куда может обратиться человек, столкнувшийся с проблемой в получении медицинской помощи бесплатно и в срок. К сожалению, многие граждане до сих пор недостаточно информированы о своих правах в сфере получения медицинской помощи по ОМС.
Статья 41 Конституции Российской Федерации гласит: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь». Сегодня в реализации этого права всё большую роль играют страховые медицинские организации.
В 2016 г. в сфере ОМС стартовал общенациональный проект по созданию трехуровневого института страховых представителей. На первом этапе начали свою работу страховые представители 1-го уровня. Это специалисты контакт-центра страховой медицинской организации, предоставляющие гражданам справочно-консультационную информацию по типовым вопросам.
Затем началась работа страховых представителей 2-го уровня — специалистов страховых медицинских организаций, деятельность которых направлена на организацию информирования и сопровождения застрахованных лиц при оказании им медицинской помощи. Они принимают участие в оперативном решении спорных ситуаций, возникающих непосредственно в момент оказания медпомощи по обращениям застрахованных лиц.
В дальнейшем был дан старт работе страховых представителей 3-го уровня. Это сотрудники, прошедшие специальное обучение по специальностям «специалист-эксперт» или «эксперт качества медицинской помощи», деятельность которых направлена на работу с письменными обращениями застрахованных лиц, включая организацию экспертизы качества оказанной им медицинской помощи. По результатам экспертного контроля определяется наличие или отсутствие факта нарушения прав застрахованного в части доступности, своевременности и качества оказания медицинской помощи.
После реализации системы страховых представителей для того, чтобы стать ближе и доступнее для застрахованных, компания «СОГАЗ-Мед» создала различные каналы коммуникаций: в медицинских организациях установлены дежурные посты страхового представителя, что позволяет пациентам оперативно получать помощь на месте, устанавливаются терминалы для связи со страховыми представителями (компанией «СОГАЗ-Мед» уже установлено 13 таких телефонов, получивших оригинальное название — «СОГАЗ-фоны»).