Ìемориальный музей обычно рассматривается как национальный проект. Концепция мемориальных музеев в середине и конце двадцатого века значительно отличалась по сравнению с музеями девятнадцатого века, цель которых заключалась в прославлении нации и ее восхвалении. Тем не менее, новая форма музея не отошла от идеи нации, но, вместо того, чтобы прославлять нацию, ее цель была сосредоточена на «негативном наследии прошлого».
Мемориальные музеи являются этическими проектами, стремящимися побудить посетителей учиться на прошлом для создания «лучшего будущего». Они стремятся объединить нацию, артикулируя общую жертву или вину и ответственность в более современных воплощениях, привлекая внимание общественности для работы по примирению в тех случаях, когда жестокость была целиком в пределах нации (и, таким образом, и преступники, и жертвы были из этой нации).
Как тогда национальные проекты мемориальных музеев справляются с предполагаемо транснациональным и связующим миром?
Понятие нации не всегда «переосмысляется» или «представляется по-другому» в рамках концепции музея. Некоторая работа с памятью может оставаться упрямо статичной в своей артикуляции национализма даже по отношению к транснациональным событиям, таким как мировые войны и Холокост. Действительно, мы наблюдаем наплыв националистических жестов, связанных с прошлым, по всему европейскому контексту, включая поправку к Закону об Институте национальной памяти (2018), более известную как «польский закон о Холокосте», который наказывает за утверждения, что Польша или польские граждане несли ответственность за Холокост.
Национализм девятнадцатого века не был географически связан с едиными пространственными единицами. Действительно, «нация» является ключевым примером того, как «формируются» сообщества. Групповые идентичности формируются через пространства с помощью медиа, включая карты, музеи и мемориалы в процессах создания мифов.
Современный транснационализм часто формирует новые «воображаемые сообщества» (такие как «европейская идентичность», продвигаемая Европейским Союзом, в которой значительную роль сыграли общая кельтская история и Холокост). Этот последний момент особенно важен в контексте мемориальных музеев. Сильная транснациональная культура памяти о Холокосте развивалась особенно благодаря таким совместным инициативам, как IHRA (Международный альянс памяти о Холокосте) и EHRI (Европейская исследовательская инфраструктура по Холокосту).