По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 069.02:929 А/Я; 069.2:72

Мемориальные комплексы как место памяти: матрица соединения архитектурных решений и эмоционального восприятия

Brady Wagoner Aalborg University, Oslo New University College, Departamento de Psicología Básica, Facultad de Psicología, Autonomous University of Madrid
Ignacio Brescó Aalborg University, Oslo New University College, Departamento de Psicología Básica, Facultad de Psicología, Autonomous University of Madrid

Мемориалы всё чаще используются для того, чтобы побудить людей задуматься о прошлом и проработать как индивидуальные, так и коллективные травмы. Эта статья нацелена на анализ того, как различные материальные аспекты дизайна мемориалов помогают создавать вовлекающий опыт для посетителей. Она предлагает матрицу из десяти взаимосвязанных измерений для сравнения: (1) использование вертикальной и горизонтальной оси, (2) фигуративное и абстрактное представление, (3) пространственное погружение и разделение, (4) мобильность, (5) мультисенсорные качества, (6) отражающие поверхности, (7) имена, (8) место захоронения, (9) ритуальное приспособление и (10) расположение и окружение.

Литература:

1. Fuchs, T. Presence in Absence: The Ambiguous Phenomenology of Grief. Phenomenology and Cognitive Science 2018, 17, 43–63. [CrossRef]

2. Klass, D. Continuing Bonds in the Cultural, Existential, and Phenomenological Study of Grief. In Cultural, Existential, and Phenomenological Dimensions of Grief; Køster, A., Kofod, E.H., Eds.; Routledge: London, UK, 2021.

3. Brescó, I.; Wagoner, B. Memory, Mourning, and Memorials. In Ethos of Theorizing: Peer Reviewed Proceedings for the International Society for Theoretical Psychology; Murakami, K., Kono, T., Zittoun, T., Cresswell, J., Eds.; Captus Press: Vaughan, ON, Canada, 2019.

4. Wagoner, B.; Brescó, I. Collective Grief: Mourning Rituals, Politics, and Memorial Sites. In Cultural, Existential, and Phenomenological Dimensions of Grief; Køster, A., Kofod, E.H., Eds.; Routledge: London, UK, 2021.

5. Halbwachs, M. On Collective Memory; University of Chicago Press: Chicago, IL, USA, 1992. (Originally published 1925).

6. Connerton, P. How Modernity Forgets; Cambridge University Press: Cambridge, UK, 2009.

7. Wagoner, B. The Constructive Mind: Bartlett’s Psychology in Reconstruction; Cambridge University Press: Cambridge, UK, 2017.

8. Wasserman, J.R. To Trace the Shifting Sands: Community, Ritual, and the Memorial Landscape. Landscape Journal 1998, 17, 42–61. [CrossRef]

9. Viejo-Rose, D. Memorial Functions: Intent, Impact, and the Right to Remember. Memory Studies 2011, 4, 465–480. [CrossRef]

10. Bauman, W.A. Facing the Death of Nature: Environmental Memorials to Counter Despair. Tikkun 2015, 30. Available online: https://www.muse.jhu.edu/article/578184 (accessed on 27 May 2022). [CrossRef]

11. Atkinson-Phillips, A. Remembering Experience: Public Memorials Are Not Just About the Dead Anymore. Memory Studies 2020, 13, 1750698020921452. [CrossRef]

12. Homans, P.; Jonte-Pace, D. Tracking the Emotion in the Stone: An Essay on Psychoanalysis and Architecture. Annual of Psychoanalysis 2005, 33, 261–284.

13. Rowlands, M. Trauma, Memory, and Memorials. British Journal of Psychotherapy 1998, 15, 54–64. [CrossRef]

14. Minami, H.; Davis, B.R. Mirrored Refl ections: (Re)constructing Memory and Identity in Hiroshima and New York City. In New York after 9/11; Opotow, S., Shemtob, Z.B., Eds.; Empire State Editions: New York, NY, USA, 2018.

15. Watkins, N.; Cole, F.; Weidemann, S. The War Memorial as Healing Environment: The Psychological Eff ect of the Vietnam Veterans Memorial on Vietnam War Combat Veterans’ Posttraumatic Stress Disorder Symptoms. Environment and Behavior 2010, 42, 351–375. [CrossRef]

16. Eisenman, P. Opening Speech. Memorial to the Murdered Jews of Europe. Available online: www. stiftung-denkmal.de/wpcontent/uploads/fl yer_10thmay.pdf (accessed on 6 January 2022).

17. Kusenbach, M. Street Phenomenology. Ethnography 2003, 4, 455–485. [CrossRef]

18. Lahlou, S. How Can We Capture the Subject’s Perspective? An Evidence-Based Approach for the Social Scientist. Social Science Information 2011, 50, 607–655. [CrossRef]

19. Pink, S. Doing Visual Ethnography; Sage Publications: London, UK, 2013.

20. Reavey, P. Visual Methods in Psychology: Using and Interpreting Images in Qualitative Research; Routledge: New York, NY, USA, 2011.

21. Gibson, J.J. The Senses Considered as Perceptual Systems; Houghton Miffl in: Boston, MA, USA, 1966.

22. Uexküll, J. A Stroll Through the Worlds of Animals and Men: A Picture Book of Invisible Worlds. Semiotica 1992, 89, 319–391. (Originally published in 1934). [CrossRef]

23. Valsiner, J. An Invitation to Cultural Psychology; Sage Publications: Thousand Oaks, CA, USA, 2014.

24. Heft, H. Ecological Psychology in Context; Psychology Press: East Sussex, UK, 2001.

25. Wagoner, B.; Brescó, I.; Herbig, L. Studying the Stream of Experience at Memorial Sites: The Subjective Camera Methodology. In Courageous Methods in Cultural Psychology: Beyond the Symbolic Nature of Language; Watzlawik, M., Salden, S., Eds.; Springer: New York, NY, USA, 2022.

26. Arnheim, R. The Dynamics of Architectural Form; University of California Press: Oakland, CA, USA, 1977.

27. Winter, J. War Beyond Words: Languages of Remembrance from the Great War to the Present; Cambridge University Press: Cambridge, UK, 2017.

28. Dewey, J. Art as Experience; Penguin Books: New York, NY, USA, 2005. (Originally published in 1934).

29. Greenspan, E. The Battle for Ground Zero: Inside the Political Struggle to Rebuild the World Trade Center; St. Martin’s Press: New York, NY, USA, 2013.

30. Young, J.E. At Memory’s Edge: After-Images of the Holocaust in Contemporary Art and Architecture; Yale University Press: New Haven, CT, USA, 2000.

31. Stevens, Q.; Franck, K. Memorials as Spaces of Engagement: Design, Use and Meaning; Routledge: London, UK, 2015.

32. Young, J.E. The Memorial’s Arc: Between Berlin’s Denkmal and New York City’s 9/11 Memorial. Memory Studies 2016, 9, 325–331. [CrossRef]

33. Dekel, I. Ways of Looking: Observation and Transformation at the Holocaust Memorial, Berlin. Memory Studies 2009, 2, 71–86. [CrossRef]

34. Brescó, I.; Wagoner, B.; Herbig, L. Memorials, Movement, and the Method of Subjective Cameras: A Multimodal Study of Person-Environment Interactions. Qualitative Methods in Psychology: Section Bulletin 2020, 30, 7–17.

35. Sturken, M. Containing Absence, Shaping Presence at Ground Zero. Memory Studies 2020, 13, 313–321. [CrossRef]

36. Seamon, D. A Geography of the Lifeworld; St. Martin’s Press: New York, NY, USA, 1979.

37. Böhme, G. Atmosphere as a Fundamental Concept of the New Aesthetics. Thesis Eleven 1993, 36, 113–126. [CrossRef]

38. Michalski, S. Public Monuments: Art in Political Bondage 1870–1997; Reaktion Books: London, UK, 1998.

39. Casey, E. Remembering: A Phenomenological Study; Indiana University Press: Bloomington, IN, USA, 1987.

40. Brescó, I.; Wagoner, B. Memorials from the Perspective of Experience: Studying Spain’s Valley of the Fallen Through the Subcam Method. Memory Studies 2021; in review.

41. Pallasmaa, J. The Eyes of the Skin: Architecture and the Senses; John Wiley & Sons: Chichester, UK, 2012.

42. Sturken, M. The Wall, the Screen, the Image: The Vietnam Veterans Memorial. Representations 1991, 35, 118–142. [CrossRef]

43. Brescó, I.; Wagoner, B. The Psychology of Modern Memorials: The Aff ective Intertwining of Personal and Collective Memories. Estudios de Psicología 2019, 40, 219–244. [CrossRef]

44. Ferrándiz, F. Lingering Wars: Deciphering the Valley of the Fallen in Contemporary Spain. Política y Sociedad 2011, 48, 481–500.

45. Shore, B. The Hidden Powers of Ritual; MIT Press: Cambridge, MA, USA. (in press)

46. Durkheim, E. The Elementary Forms of Religious Life; Free Press: New York, NY, USA, 1965. (Originally published in 1912).

47. Connerton, P. How Societies Remember; Cambridge University Press: Cambridge, UK, 1989.

48. Metcalf, P.; Huntington, R. Celebrations of Death: The Anthropology of Mortuary Ritual; Cambridge University Press: Cambridge, UK, 1991.

49. Hertz, R. Death and the Right Hand; Cohen & West: London, UK, 1960. (First published 1907).

50. Nishimoto, M. Landmarks of Hiroshima: Atomic Bomb Memorial Mound. The Hiroshima Peace Media Center. Available online: https://www.hiroshimapeacemedia.jp/?gallery=20110606103140713_en (accessed on 6 January 2022).

51. Mbembe, A. Necropolitics; Duke University Press: Durham, NC, USA, 2019.

52. Ferrándiz, F.; Robben, A.C. G.M. Introduction: The Ethnography of Exhumations. In Necropolitics: Mass Graves and Exhumations in the Age of Human Rights; Ferrándiz, F., Robben, A.C.G.M., Eds.; University of Pennsylvania Press: Philadelphia, PA, USA, 2015.

53. Walter, T. Finding Solace in Nature: A Protestant/Secular Sensibility? In Cultural, Existential and Phenomenological Dimensions of Grief Experience; Køster, A., Kofod, E., Eds.; Routledge: London, UK, 2021.

54. Sallnow, L.; Smith, R.; Ahmedzai, S.H.; Bhadelia, A.; Chamberlain, C.; Cong, Y.; Doble, B.; Dullie, L.; Durie, R.; Finkelstein, E.A. Report of the Lancet Commission on the Value of Death: Bringing Death Back into Life. The Lancet 2022, 399, 837–884. [CrossRef]

55. Gibson, J.J. The Ecological Approach to Visual Perception; Routledge: London, UK, 1986.

56. Glăveanu, V.P. Aff ordance. In Creativity: A New Vocabulary; Glăveanu, V.P., Tanggaard, L., Wegener, C., Eds.; Palgrave: London, UK, 2016.

57. Brazzoduro, A. Towards a Postmodern National Narrative? The Algerian War Memorial and Contemporary French Landscapes of Memory. Memory Studies. Available online: https://journals.sagepub. com/doi/abs/10.1177/1750698019863148 (accessed on 27 May 2022).

Мемориальные места призваны трансформировать и сохранить болезненные переживания в узнаваемом символе, который имеет материальное и пространственное расположение. В какой-то степени они функционируют как надгробия, представляя собой физическое место для продолжения связи с ушедшими. Однако мемориалы более сложны, поскольку они отражают болезненные переживания целого народа. Здесь возникает сложное напряжение между трауром по индивидуально ушедшим и коллективно ушедшим, когда ценности группы становятся видимыми.

Например, традиционные военные мемориалы часто преобразуют индивидуальные смерти в торжество героев, которые пожертвовали собой ради страны. Память всегда сочетается с забыванием некоторых событий и аспектов памятных событий, которые выпадают за пределы «социальной рамки памяти». Например, несмотря на значительные ресурсы, потраченные на увековечивание погибших в Первой и Второй мировых войнах, миллионы людей, пострадавших в этих войнах, были в значительной степени забыты. Мемориальные места, таким образом, представляют собой пространства общей памяти, которые предоставляют разные возможности для выражения и интерпретации индивидуальной и коллективной утраты.

В данной статье рассматривается функция коллективной реабилитации после утраты в широком смысле, включая как отдельные личности, так и общества, а также его влияние на аффективные, когнитивные и социальные уровни. Исследование основывается на сравнении традиционных мемориалов и контр-мемориалов. Первые сосредоточены на героях и победах, подчиняя смерть высшей (обычно национальной) цели. В ответ на это, вторые сосредоточены на жертвах и утрате, подчеркивая отсутствие и нивелирование иерархий. Таким образом, в отличие от четкого и фиксированного (предназначенного) послания традиционного мемориала, контр-мемориалы не предлагают единого, закрытого и окончательного описания прошлого. Определенные таким образом, они кажутся исключительными противоположностями, но при рассмотрении конкретных особенностей различных мест могут быть и точки пересечения.

Для Цитирования:
Brady Wagoner, Ignacio Brescó, Мемориальные комплексы как место памяти: матрица соединения архитектурных решений и эмоционального восприятия. Музей. 2024;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: