В настоящее время проблема контаминации воды возбудителями острых кишечных инфекций (ОКИ), в том числе и вирусного загрязнения, крайне актуальна для многих регионов страны. Наименьшая доля проб питьевой воды, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим, микробиологическим и паразитологическим показателям, отмечена в 2015 г. в Республике Адыгея, городах Санкт-Петербурге, Москве и Севастополе, а также в Ставропольском крае. Больше всего проб питьевой воды из распределительной сети централизованного водоснабжения, не соответствующих гигиеническим нормативам по всем определяемым показателям, отмечено в Приморском крае, Новгородской, Архангельской и Владимирской областях [5].
Весьма важным элементом контроля при проведении санитарно-эпидемиологического надзора за качеством воды является ее лабораторный контроль [1, 6, 28]. Для выполнения этих задач в практику санитарной микробиологии все шире внедряются технологии мембранной фильтрации [2, 7–9, 21, 26]. Различные мембраны широко используются при санитарно-микробиологических, включая и санитарно-вирусологические, исследованиях с концентрированием патогенов при фильтрации воды из водных объектов окружающей среды (поверхностные, подземные водоисточники, сточные воды и др.) для последующей их детекции, оценки результатов и разработки адекватных мер профилактики ОКИ. В то же время развитие мембранных технологий в пробоподготовке воды ведет к повышению качества и скорости лабораторных исследований, что очень важно для поддержания санитарно-эпидемиологического благополучия населения [7–9, 12, 14, 15, 21, 26, 29].
Низкое качество питьевой воды по микробиологическим показателям приводит к возникновению среди населения Российской Федерации вспышек ОКИ водного характера. По данным Роспотребнадзора, в последние годы в РФ отмечается тенденция к росту кишечных вирусных инфекций, вирусного гепатита А, ротавирусной и энтеровирусной инфекций. Так, в 2010 г. в Российской Федерации отмечено 44 вспышки водного характера с числом пострадавших более двух тыс. человек. С 2012 г. отмечается ежегодный рост показателей заболеваемости вирусным гепатитом А. В 2013, 2014 гг. отмечены как занимающие высокие рейтинговые позиции в структуре инфекционной заболеваемости — ОКИ, энтеровирусные инфекции; в 2015 г., по данным Роспотребнадзора РФ, доминировала ротавирусная инфекция (84,5 %) [4, 5, 9, 19].