По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 069.02; 069.02:7

Мелодия Востока: Музей музыкальных инструментов Узбекистана и Музей макома

Федоренко С.Н. магистр культурологии, г. Ярославль

Национальные музыкальные инструменты и музыка — важная часть духовного наследия узбекского народа. Музыкальность народа является формой отражения мировосприятия, истории, быта, народная инструментальная музыка формировалась на протяжении многих веков и является уникальным эстетическим явлением. Ознакомиться с музыкальной культурой страны можно в Музее музыкальных инструментов и в уникальном Музее макома, не имеющим аналогов в мире.

Литература:

1. Хайдаралиева Д.Э. Уникальные экспонаты музыкальных инструментов государственной консерватории Узбекистана. УДК 078.

2. Петросянц А. Инструментоведение. — Т., 1990.

3. Ташматова А. Каталог музея музыкальных инструментов. — Т., 2006.

4. Ташматова А. История исполнительского искусства. — Т., 2018.

5. В Шахрисабзе скоро появится музей макома. Официальный веб-сайт газеты «Новости Кашкадарьи» // Электронный ресурс: http://nkgz.uz/read/v-shakhrisabze-skoro-poyavitsya-muzej-makoma

6. В Шахрисабзе открылся музей макомов // Электронная газета «Даракчи». Электронный ресурс: https://darakchi.uz/ru/56950

Музыку современного Узбекистана часто называют одной из самых разнообразных в Центральной Азии, она отличается сложными ритмами и метрами, богатым разнообразием национальных музыкальных инструментов. Узбекская музыка имеет очень долгую историю, считается, среднеазиатский стиль классической музыки шашмаком зародился в городах Самарканд и Бухара в конце XVI века. Дословно слово «шашмаком» переводится как «шесть макамов», он относится к музыке с шестью разделами в разных ладах и имеет сходство с традиционной персидской музыкой.

Первые попытки записать национальные мелодии были предприняты после вхождения Туркестана в состав Российской империи в XIX веке. Большой вклад в сохранение этих мелодий сыграли русские музыканты.

В 1950-х годах народная узбекская музыка стала терять свою популярность, деятельность многих народных музыкальных групп оказалась под запретом. Общественный интерес к музыке начал возрождаться уже после обретения Узбекистаном независимости, сегодня музыкальная культура — это настоящее национальное достояние Республики.

МУЗЕЙ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

По разнообразию и количеству видов музыкальные инструменты Узбекистана занимают одно из ключевых мест в народной музыкальной мировой культуре. Они делятся на три основные группы: ударные, духовные и струнные. Музыкальные инструменты играют очень важную роль в культуре узбекского народа, без них невозможно представить ни один узбекский праздник, торжество или народное гуляние, причем чаще всего они используются именно в пространствах на открытом воздухе.

Деятельность Музея музыкальных инструментов Узбекистана позволяет ознакомить с музыкальной узбекской культурой широкий круг посетителей и обратить внимание на традиционную культуру подрастающего поколения. Музей пользуется популярностью и среди иностранных гостей. В нем представлена общая информация о музыкальных инструментах, история развития инструментального искусства, уникальные образцы различных моделей инструментов.

Музыкальный инструментарий узбеков является одним из самых древних в мире. Первые коллекции народных инструментов начал собирать музыковед, дирижер военного оркестра, скрипач Август Эйхгорн, в 1870 году он собрал две большие коллекции, которые впоследствии были представлены на международных выставках в Петербурге, Москве и Вене. В 1919 году при Народной консерватории в Узбекистане под руководством В.А. Успенского была организована группа по изучению узбекских музыкальных инструментов.

В 1930-40-х годах в Республике началась работа по изучению богатства тембровых красок и исполнительского диапазона музыкальных инструментов, была создана экспериментальная лаборатория реконструкции музыкального инструментария. На базе лаборатории была создана мастерская, в которую вошла коллекция В.А. Успенского из почти 800 экспонатов.

Музей узбекских народных инструментов стал важнейшим этапом сохранения духовной культуры страны, где сегодня наблюдается повышенный интерес к национальной истории, к самобытным народным инструментам и народной исполнительской культуре. Музей стал фундаментом для изучения и дальнейшего развития узбекского музыкального искусства.

После открытия музей посетили музыканты и ученые из Академии Сангит Натак (Индия), Сеулского университета (Корея), Нойбрандербургской академии музыки (Германия), Университета изящных искусств и музыки (Япония), Парижской национальной консерватории им. А. Глазунова (Франция), Калифорнийского университета (США). Совместно с иностранными коллегами были подготовлены и проведены выставки народных инструментов и концерты, где публике были представлены музыкальные возможности инструментов уникальной коллекции.

На базе кафедры исполнительства на народных инструментах Государственной консерватории Узбекистана были проведены лекции и мастер-классы с участием известных ученых и музыкантов-исполнителей на народных инструментах Узбекистана. Слушателями лекций стали студенты и преподаватели консерваторий, специализированных музыкальных школ, любители музыки и искусства, лекторами стали такие знаменитые исполнители, как Хан Мун-хи (Республика Корея), Сунира Касливал (Индия), Митайя Ройхе (Япония).

Деятельность музея позволяет рассматривать музыкальную культуру Узбекистана с точки зрения предмета специальных научных изысканий. После обретения Республикой Узбекистан независимости последовала волна возрождения объектов материального и духовного наследия узбекского народа, началась массовая реставрация исторических памятников национальной культуры. Музыкальные инструменты Узбекистана вошли в число уникальных экспонатов, отражающих традиции, историю и быт народа.

Сегодня в музее представлено более тысячи уникальных экспонатов, рассказывающих о музыкальной культуре не только Узбекистана, но и всего мира. Здесь можно увидеть народные инструменты стран СНГ, Франции, США, Балтии, Кореи, Вьетнама, Италии, Японии, Индии. Такая обширная коллекция позволяет прослеживать сходства между традиционными народными инструментами разных народов. Так, среди экспонатов можно увидеть инструменты, очень похожие на узбекский уд, такие как русская гармошка и итальянская мандолина, предшественником которой был инструмент барбат, то есть уд. Это говорит о том, что этот уникальный музыкальный инструмент обошел весь мир и вернулся к себе на родину.

Коллекция музея формировалась на протяжении более 80 лет, сегодня она имеет огромную научно-практическую и художественную ценность. Музей продолжает заниматься научной деятельностью, в 2003 году он был включен Государственным комитетом по науке и технологиям при Кабинете министров Республики Узбекистан в список «Государственных уникальных научных объектов», что стало дополнительной поддержкой его развития.

Каждый экспонат музея с точки зрения научно-исследовательской работы является объектом специального изучения и популяризации национальной культуры. Музей музыкальных инструментов позволяет сохранять богатство музыкальной культуры Узбекистана и аккумулирует интерес к национальной музыке среди населения.

МУЗЕЙ МАКОМА

В 2018 году в городе Шахрисабз открылся музей макома — первый в стране и не имеющий аналогов в мире, он стал уникальным явлением не только для Узбекистана, но и для всей мировой общественности. Музей был открыт в рамках Первого международного фестиваля искусства маком и рассказывает о богатом музыкальном наследии страны.

Маком — это среднеазиатский вокально-инструментальный жанр, отличающийся использованием импровизации и циклической структурой произведений. Его история как отдельной среднеазиатской традиции начинается с XI–XII веков. Развитию макома благоволили представители иудаизма и суфизма, им занимались музыканты, ученые, философы.

В новом музее представлены музыкальные инструменты, фотографии, нотные записи, которые рассказывают о богатом музыкальном наследии страны. Сам музей состоит из пяти тематических разделов. Первый отдел посвящен истории музыки в целом и связи музыкальной культуры с развитием макома. Об этом рассказывают исторические артефакты, обнаруженные учеными во время раскопок на территории современного Узбекистана. Например, на найденном во время археологических исследований остадоне, относящемуся к зороастризму, изображена женщина, играющая на арфе. Оригинал артефакта хранится в Эрмитаже, в Музее макома представлена его копия.

В этом же отделе можно проследить развитие макома, в котором выделяется несколько этапов. Первый исторический период — до XIII века, второй этап совпадает с эпохой жизни Мирзо Улугбека — XIII-XV века, когда маком развивался на системной основе. После XVI века в макоме стали проявляться региональные особенности.

Во втором отделе музея посетители знакомятся с традициями бухарского шашмакома, другие разделы посвящены ферганско-ташкентскому макому, хорезмскому макому и зародившемуся в XX веке сурхандарьинско-кашкадарьинскому макому.

Экспозиция музея пока небольшая, в нее входит 200 уникальных экспонатов, всего в фондах музея насчитывается порядка 400 ценных предметов. Одной из важных задач музея, помимо репрезентативной, является хранение, поиск и сбор музейных экспонатов и коллекций, связанных с этим уникальным национальным искусством, осуществление просветительской, образовательной, культурной и научной деятельности. Специалисты музея уделяют особое внимание исследованиям, посвященным изучению этапов развития макома, различным школам и техникам исполнения, наследию великих композиторов и исполнителей.

Музей оснащен современным музейным оборудованием и современными информационными технологиями, усиливающими эффектность и глубину сформированной экспозиции. Одной из важнейших задач музея является налаживание международного сотрудничества в области подготовки неординарных экспозиций, укрепление партнерских отношений в вопросах проведения совместных выставок за рубежом и на территории Узбекистана.

Отдельной задачей Музея макома является укрепление и воспитание у молодежи чувства уважения к общечеловеческим и национальным ценностям, чувства гордости за культурное наследие своего народа. В будущем музей должен стать своего рода фондом образцов современного и классического исполнения узбекского искусства маком, центром его научного изучения и знакомства туристов с этим уникальным музыкальным жанром.

Язык статьи:
Действия с выбранными: