По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Механизмы защиты прав заинтересованных лиц, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости

Сивкова Любовь Игоревна директор департамента оценки и консалтинга, ООО «Центр оценки «Петербургская Недвижимость», Холдинг Setl Group, e-mail: Sivkova_LI@spbrealty.ru

Правообладатели крупных массивов объектов недвижимости неизменно сталкиваются с необходимостью их обслуживания: налоговое бремя и арендные платежи, зависящие от кадастровой стоимости, составляют значительную часть отрицательных потоков хозяйствующих субъектов. Приведенный материал содержит описание оптимальной последовательности действий лиц, заинтересованных в справедливости исчисления указанных величин, в рамках исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, и процедуры ее установления в размере рыночной.

Литература:

1. Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ (ред. от 18.03.2020) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства. — 03.08.1998 — № 31. — ст. 3813.

2. Федеральный закон от 03.07.2016 № 237-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О государственной кадастровой оценке» // Опубликован 03.07.2016 на официальном интернет-портале правовой информации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http//www.pravo.gov.ru.

3. Федеральный закон от 31.05.2001 № 73-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 04.06.2001. — № 23. — Ст. 2291.

4. Приказ Минэкономразвития России от 09.06.2017 № 284 «Об утверждении Требований к отчету об итогах государственной кадастровой оценки» // Опубликован 22.08.2017 на официальном интернет-портале правовой информации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http//www. pravo.gov.ru.

Девелоперские компании, осуществляя проекты в полном спектре инвестиционной деятельности, традиционно обладают существенным портфелем объектов недвижимости, участвующих в проектах на разных их стадиях. В силу особенностей девелоперской деятельности, как правило, права на объекты недвижимости, являющиеся основой, аккумулирующей инвестиционную привлекательность, и отправной точкой проекта, приобретаются на начальной стадии его реализации, тем самым, срок пребывания объекта недвижимости в портфеле правообладателя практически приравнивается к сроку самого проекта.

В недавнем ретроспективном периоде было несколько существенных пиков высокого рынка недвижимости, что позволило его участникам пополнить собственные земельные банки для реализации разработанных концепций. Качественный земельный банк формирует стратегический ресурс компании, является резервным источником укрепления финансовой устойчивости, а также существенной статусной составляющей.

Вместе с тем обладание правами на крупный массив имущества в течение длительных периодов влечет за собой необходимость его обслуживания, и одним из самых насущных вопросов в данном контексте для хозяйствующего субъекта является справедливость налоговых или арендных платежей, а также стоимость выкупа, если объект находится в государственной или муниципальной собственности. В большинстве случаев данные величины зависят от кадастровой стоимости (КС).

КС объектов недвижимости оказывает влияние:

1. На величину налогового бремени хозяйствующих субъектов. Согласно нормам текущего законодательства, налоговой базой для исчисления земельного налога является ее КС. В отношении некоторых видов улучшений земельных участков также установлено правило применения КС. Указанное справедливо для объектов недвижимости, находящихся в собственности, принадлежащих на праве хозяйственного ведения или полученных по концессионному соглашению (созданных в соответствии с концессионным соглашением) как российским компаниям, так и иностранным, чьи постоянные представительства расположены на территории РФ. Иностранные компании, не имеющие постоянных представительств, уплачивают налог по КС по всем объектам недвижимого имущества. Следует обратить внимание, что налогообложение по КС возможно только после проведения государственной кадастровой оценки (ГКО) в регионе расположения объектов недвижимости, утверждения ее результатов и принятия субъектом РФ закона, устанавливающего порядок определения налогооблагаемой базы, исходя из КС объектов. Помимо этого, нормативным актом уполномоченного органа субъекта РФ оговаривается закрытый перечень объектов для целей такого налогообложения по состоянию на 1 января соответствующего периода.

Для Цитирования:
Сивкова Любовь Игоревна, Механизмы защиты прав заинтересованных лиц, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости. Юрисконсульт в строительстве. 2020;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: