По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 629.3.014.2.017

Механизмы образования триботехнических покрытий при использовании серпентиновых геомодификаторов трения

А. В. Дунаев д-р техн. наук, ФГБНУ «ФНАЦ ВИМ», E-mail: dunaev135@mail.ru
О. Г. Павлов ТК «НЕОСФЕРА»
И. Ф. Пустовой ООО «РеалИнПроект»
В. Г. Рыжов ООО»ТРИГГЕР»

Показаны свойства триботехнических покрытий, а также возможные механизмы их образования при вводе в масла сопряжений трения серпентиновых геомодификаторов — гидросиликатов магния, никеля, алюминия.

Литература:

1. Дунаев А. В., Шарифуллин С. Н. Модернизация изношенной техники с при-менением трибопрепаратов // Казань: Издание Казанского университета, 2013. — 272 с.

2. Васильков Д. В., Пустовой И. Ф., Пустовой Н. И. Анализ поверхностного слоя, формируемого минеральными модификаторами поверхности трения // М.: Труды ГОСНИТИ, 2011. — Т. 107, ч. 2. — С. 11–13.

3. Дунаев А. В. Перспективы развития диагностики самоходных машин в АПК / А. В. Дунаев, М. Н. Костомахин, А. Н. Воронов // В сборнике: Интеллектуальные машинные технологии и техника для реализации Государственной программы развития сельского хозяйства. Сборник научных докладов Международной научно-технической конференции. — 2015. — С. 73–75.

4. Любимов Д. Н., Долгополов К. Н. Формирование смазочных слоев под воздей-ствием на поверхности трения минеральных модификаторов трения // В сб. «Трибология. Международная энциклопедия. Том V. Масла, смазки, присадки для подвиж-ных трибосопряжений, герметизация и уплотнения. — СПб.: ПГУПС, 2013. — С. 352–357.

5. Yuansheng J. and Shenghua L. Superlubricity of in situ generated protective layer on worn metal surfaces in presence of Mg6 Si4 O10 (OH) 8 // Superlubricity. Edited by Ali Erdemir Argonne National Laboratory. — Argonne, USA; and Jean-Michel Martin. — Ecole Centrale de Lyon, Lyon, France. — Еlsevier B. V., 2007. — Р. 445–469.

6. Додонова Д. А., Пичугин В. Ф., Лаптев Д. В. Влияние алюминийсодержащей смазочной композиции на процессы трения и изнашивания металлических пар. — М.: Труды ГОСНИТИ, 2011. — Т. 108. — С. 245–249.

7. Пичугин В. Ф., Щербинин В. М. Элементный состав, строение и толщина за-щитных пленок на поверхностях трения пары антифрикционный сплав — сталь в глицерине // М.: Труды ГОСНИТИ, 2011. — Т. 108. — С. 250–253.

8. Ахматов А. С. Молекулярная физика граничного трения. — М.: Физматгиз, 1963. — 472 с.

9. Углерод // БСЭ, т. 26. — М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1972. — С. 448–450.

10. Селютин Г. Е. и др. Применение модифицированных наноалмазов для увели-чения ресурса узлов трения // М.: Труды ГОСНИТИ, 2011. — Т. 107, ч. 2. — С. 25–29.

За 25-летнее развитие российской технологии «безразборного ремонта» практически всех узлов трения вводом в их смазку высокодисперсных серпентиновых минералов, названных геомодификаторами трения (ГМТ), показало ее актуальность, эффективность и высокую рентабельность [1]. ГМТ-технология апробирована на самых разных изделиях гражданского и военного машиностроения в РФ и за рубежом. Продолжается ее использование и развитие в Японии, Финляндии, Китае, Германии, Чехии, Швеции, ее апробация проведена во многих странах Европы, Азии, Африки, Латинской Америки [2–5]. Однако коренные проблемы этой технологии разрешены только в прикладном плане, а механизм работы геомодификаторов, несмотря на глубокие исследования в Китае [5], Франции, Финляндии, в РГУ им. И. М. Губкина [6, 7], в ООО «ЛИК» (г. Шахты) [4], раскрыт лишь частично. Это породило массу противоречивых гипотез механизмов работы ГМТ.

Естественно, что ранние гипотезы образования ГМТ-покрытий из серпентинов (гидросиликатов магния, никеля, алюминия с примесями) нагартовкой, образованием металлокерамики, диффузией компонентов серпентинов, ионообменом металлов [2] и другие — несостоятельны, т. к. не соответствуют таким показателям покрытий:

• на их поверхностях до 90 % углерода (рис. 1–3), мало кремния, железа; ИК-спектроскопией в покрытии показаны связи С – Н, С = О, С – О – С, О – Н и немного ароматиков; даже под незначительным действием электричества покрытие сгорает;

• прозрачность, зеркальная чистота 14-го класса (рис. 4, 5), высокая твердость, антифрикционность [1, 4, 5], но гидрофобность (угол смачивания водой 58º, а на стал — 12º [4]), полярнее минерального масла (угол смачивания при нанесении тонкого слоя масла 85°), не смывается растворителями, окрашивается красителями.

Факторы образования покрытий — температура и давление [1]: на деталях ДВС — до 15 мкм, на шейках кривошипа тяжелых прессов — до 100 мкм, на зубьях шестерен, по данным ВМА им. Н. Г. Кузнецова и НПИФ «Энион-Балтика», — 0,2, 0,3, 0,6 и 1 мм. А в стволах орудий при высоком давлении и температуре оно идет очень быстро.

Для Цитирования:
А. В. Дунаев, О. Г. Павлов, И. Ф. Пустовой, В. Г. Рыжов, Механизмы образования триботехнических покрытий при использовании серпентиновых геомодификаторов трения. Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2017;5-6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: