По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.61:614.2 DOI:10.33920/med-17-2310-06

Механизмы контрактной системы должны быть просты и прозрачны

В.А. Лебедев канд. экон. наук, заведующий Учебно-проектной лабораторией междисциплинарного развития ИТ-компетенций, ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 117997, Россия, г. Москва, Стремянный пер., д. 36, E-mail: lebedev.var@rea.ru, ORCID: 0000-0003-2748-6234
Е.И. Лебедева канд. юрид. наук, доцент кафедры права, эксперт Некоммерческого партнерства «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России», 125009, Россия, г. Москва, ул. Тверская, д. 22б, стр. 3, E-mail: avpra@mail.ru, ORCID: 0000-0001-5197-1913

Закупочная деятельность медицинских учреждений, направленная на обеспечение оказания медицинских услуг оборудованием, лекарствами, расходными материалами, происходит в соответствии с конкурсной процедурой определения поставщиков и выбора контрагентов. В мае 2023 года вступил в силу Федеральный закон от 28.04.2023 № 154-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”», который упростил и ускорил процедуры закупки. Рассмотрены ключевые изменения в регламенте госзакупок для нужд медицинских учреждений, в том числе изменение подхода законодателя к определению начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Изучен механизм противодействия коррупции в сфере закупок, проявляющейся через конфликт интересов участников закупки.

Литература:

1. Аникевич А.М., Проданова Н.А. Закупочные процедуры: централизация и категоризация // Бухучет в здравоохранении. — 2022. — № 9. — С. 31–42 [Электронный ресурс]. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49480911.

2. Бахтаулов М.М. Коррупция в сфере государственных закупок, проблемы и пути решения / В сб.: Актуальные проблемы противодействия коррупции. Сборник материалов Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. — 2022. — С. 84–88 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=49616395.

3. Зацаринная Е.И. Анализ нарушений, допускаемых поставщиками при заключении и исполнении контракта // Международный научно-исследовательский журнал. — 2021. — № 9–2 (111). — С. 154–158 [Электронный ресурс]. — URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=46594163.

4. Лунева А.О., Максимова Ю.Ю. Развитие контрактной системы закупок и ее влияние на деятельность бюджетных учреждений / В сб.: Актуальные проблемы предпринимательства в торговле в условиях цифровой экономики. Материалы Международной научно-практической конференции в рамках Всемирной недели предпринимательства РЭУ им. Г.В. Плеханова. — М., 2023. — С. 39–49 [Электронный ресурс]. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50454186.

5. Меджидова З.К., Османова М.М. Основные этапы и последние изменения в организации госзакупок по 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Экономика и предпринимательство. — 2023. — № 4 (153). — С. 1244–1247 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=53989255.

6. Проданова Н.А., Пашигорев М.О. Анализ и оценка эффективности государственных закупок: индикаторы и критерии // Бухучет в здравоохранении. — 2020. — № 1. — С. 49–55 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42563459.

7. Проданова Н.А., Филатова Е.И., Кошман Е.С. Нарушения условий осуществления государственных закупок со стороны заказчика // Бухучет в здравоохранении. — 2020. — № 2. — С. 36–42 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42668442.

8. Рубан К.В. Отдельные элементы противодействия коррупции в сфере государственных закупок / В сб.: теория и практика гражданских правоотношений. — Красноярск, 2023. — С. 249–253 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=53853152.

9. Руднев С.А., Родина Е.Е. Государственные закупки — форма антикоррупционной политики современной России / В сб.: Экономика: вчера, сегодня, завтра. — М., 2022. — С. 454–459 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49476606.

10. Сергеенков А.А., Проданова Н.А. Действующий механизм подтверждения соответствия продукции: основные проблемы с позиции заказчика // Бухучет в здравоохранении. — 2023. — № 4. — С. 42–60 [Электронный ресурс]. — URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=51632393.

11. Титова Е.И., Проданова Н.А. Особенности документального оформления и реализации конкурентных процедур в бюджетном учреждении // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. — 2022. — № 8. — С. 4–13 [Электронный ресурс]. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49427511.

12. Чилилов А.М., Кадыров Ф.Н., Толбоева Е.Р. Риски и возможности финансового обеспечения здравоохранения в новых экономических условиях // Управление риском. — 2022. — № 2 (102). — С. 3–21 [Электронный ресурс]. — URL: https://elibrary. ru/item.asp?id=48698878.

1. Anikevich A.M., Prodanova N.A. Procurement procedures: centralization and categorization//Accounting in health care. 2022. No. 9. Р. 31–42. [Electronic resource] / Electron. Dan. — Access mode: https://elibrary.ru/item.asp?id=49480911.

2. Bakhtaulov M.M. Corruption in public procurement, problems and solutions / In the collection: Actual problems of combating corruption. collection of materials of the All-Russian scientific-practical conference with international participation. 2022. Р. 84–88. [Electronic resource] / Electron. Dan. — Access mode: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=49616395.

3. Zatsarinnaya E.I. Analysis of violations committed by suppliers when concluding and executing a contract // International Research Journal. 2021. No. 9–2 (111). Р. 154–158. [Electronic resource] / Electron. Dan. — Access mode: https://elibrary.ru/item.asp?id=46594163.

4. Luneva A.O., Maksimova Yu.Yu. Development of the contract procurement system and its impact on the activities of budgetary institutions / In the collection: Actual problems of entrepreneurship in trade in the digital economy. Proceedings of the International Scientific and Practical Conference as part of the World Entrepreneurship Week of the Russian University of Economics. G.V. Plekhanov. Moscow, 2023. Р. 39–49. [Electronic resource] / Electron. Dan. — Access mode: https://elibrary.ru/item.asp?id=50454186.

5. Medzhidova Z.K., Osmanova M.M. The main stages and recent changes in the organization of public procurement under 44-FZ “On the contract system in the field of procurement of goods, works, services to meet state and municipal needs” // Economics and Entrepreneurship. 2023. No. 4 (153). Р. 1244–1247. [Electronic resource] / Electron. Dan. — Access mode: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=53989255.

6. Prodanova N.A., Pashigorev M.O. Analysis and evaluation of the effectiveness of public procurement: indicators and criteria // Accounting in health care. 2020. No. 1. Р. 49–55. [Electronic resource] / Electron. Dan. — Access mode: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42563459.

7. Prodanova N.A., Filatova E.I., Koshman E.S. Violations of the conditions for public procurement by the customer // Accounting in health care. 2020. No. 2. Р. 36–42. [Electronic resource] / Electron. Dan. — Access mode: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42668442.

8. Ruban K.V. Separate elements of combating corruption in the field of public procurement / In the collection: theory and practice of civil relations. Krasnoyarsk, 2023. Р. 249–253. [Electronic resource] / Electron. Dan. — Access mode: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=53853152.

9. Rudnev S.A., Rodina E.E. Public procurement — a form of anti-corruption policy of modern Russia / In the collection: Economics: yesterday, today, tomorrow. Moscow, 2022, pp. 454–459. [Electronic resource] / Electron. Dan. — Access mode: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=49476606.

10. Sergeenkov A.A., Prodanova N.A. The current mechanism for confirming the conformity of products: the main problems from the perspective of the customer // Accounting in health care. 2023. No. 4. Р. 42–60. [Electronic resource] / Electron. Dan. — Access mode: https://elibrary.ru/item.asp?id=51632393.

11. Titova E.I., Prodanova N.A. Peculiarities of Documentation and Implementation of Competitive Procedures in a Budgetary Institution // Accounting and Taxation in Budgetary Organizations. 2022. No. 8. Р. 4–13. [Electronic resource] / Electron. Dan. — Access mode: https://elibrary.ru/item.asp?id=49427511.

12. Chililov A.M., Kadyrov F.N., Tolboeva E.R. Risks and opportunities for financial support of health care in the new economic conditions // Risk Management. 2022. No. 2 (102). Р. 3–21. [Electronic resource] / Electron. Dan. — Access mode: https://elibrary.ru/item.asp?id=48698878.

В настоящее время ключевое значение приобретает оперативное и в достаточном объеме обеспечение потребностей медицинских учреждений системы отечественного здравоохранения необходимым оборудованием, лекарствами, расходными материалами, что осуществляется в рамках конкурсной процедуры определения поставщиков и выбора контрагентов.

Механизм осуществления таких закупок регламентирован Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ), Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ), а также нормативными документами Правительства РФ и Министерства здравоохранения РФ.

Контрактное законодательство развивается с развитием практики его применения. Напомним, что до 1 августа 2022 года действовало постановление Правительства РФ от 06.03.2022 № 297 «Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта и годового объема закупок в целях закупки отдельных наименований медицинских изделий путем проведения электронного запроса котировок», которое устанавливало дополнительные меры по повышению стабильности рынка социально значимых товаров, что было важно в изменившихся условиях влияния на этот рынок внешних санкций. Так, было принято решение об упрощении процедуры закупок медицинских изделий, а именно — заказчику было предоставлено право проводить электронный запрос котировок при закупке медицинского оборудования, расходных материалов к нему и технических средств реабилитации инвалидов в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта не превышает 50 млн руб., а годовой объем закупок таких медицинских изделий не превышает 750 млн руб.

Как показала практика применения этих норм, на определенном этапе эта мера способствовала снижению дефицита указанных социально значимых товаров.

В мае 2023 года вступил в силу Федеральный закон от 28.04.2023 № 154-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”»1, который упростил и ускорил закупки. К таким существенным изменениям ранее существовавшего порядка закупки можно отнести увеличение до 10 млн руб. начальной (максимальной) цены контракта, в пределах которой допускается применение электронного запроса котировок. Одновременно с этим до конца 2026 года не применяется лимит годового объема закупок.

Для Цитирования:
В.А. Лебедев, Е.И. Лебедева, Механизмы контрактной системы должны быть просты и прозрачны. Бухучет в здравоохранении. 2023;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: