По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 69.003.12 DOI:10.33920/str-01-2205-02

Механизм определения экономической эффективности государственных инвестиций на основе риск-ориентированного подхода

А. С. Карпушкин главный специалист производственно-технического отдела, Крымский филиал федерального автономного учреждения «РосКапСтрой», e-mail: karpooshkin@yandex.ru
И. В. Каракозова канд. техн. наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и инноваций, Московский государственный строительный университет, e-mail: i.kar@inbox.ru
Ю. С. Прохорова канд. экон. наук, старший преподаватель кафедры менеджмента и инноваций, Московский государственный строительный университет, e-mail: eshly.06@mail.ru

Современная инвестиционно-строительная деятельность в Российской Федерации в условиях действующей парадигмы обеспечения комфортабельной среды жизнедеятельности человека должна непрерывно создавать (улучшать) инфраструктуру территории. Ежегодно на государственном уровне создаются инвестиционные программы, отражающие приоритетные направления строительства и финансируемые за счет государственного бюджета. Однако существующие проблемы в ухудшении качества строительной продукции, не всегда высокий уровень квалификации исполнителей и необходимого строительного и инвестиционного контроля на всех стадиях жизненного цикла объекта капитального строительства обусловили появление потребности в создании системы, предусматривающей установление лимитов бюджетных обязательств, чтобы покрыть существующие риски и выполнить инвестиционный проект в установленные сроки.

Литература:

1. Исаева, Е. Л. Актуальные нормативно-методические вопросы формирования стоимости строительства при планировании капитальных вложений // Матрица научного познания. — 2021. — № 6-1. — С. 168–174.

2. Поздняков, В. Б. Механизм и методы оценки стоимости строительства на различных стадиях реализации инвестиционно-строительного проекта: автореф. дис. … канд. экон. наук. — СПб., 2008. — 19 с.

3. Олейникова, Н. Н. Формирование риск-ориентированной стоимости инвестиционно-строительных проектов: диc… канд. экон. наук. — М., 2016. — 196 с.

4. Беседин, М. А. Развитие рыночных методов ценообразования в строительстве на основе укрупненных сметных нормативов: автореф. дис… канд. экон. наук.— Н. Н., 2012. 20 с.

5. Шахбазян, Д. А. Проблемные аспекты исполнения федеральной адресной инвестиционной программы // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2017.— № 4-2. — С. 129–132.

6. Петровский, А. И. Взаимосвязь точности оценки стоимости строительства и экономической эффективности инвестиционно-строительных проектов / А.И.Петровский, Н. В. Капустина // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. — 2021. — № 1. — С. 165–169.

7. Tsopa, N. Formation the construction cost for residential buildings at the design stages / N. Tsopa, S. Sheina // Advances in Intelligent and Soft Computing — 2019.— Т. 983 — Р. 224–235.

8. Цопа, Н. В. Совершенствование системы ценообразования при бюджетном финансировании строительства на примере зарубежных подходов / Н. В. Цопа, А. С. Карпушкин, А. Е. Халилов // Экономика строительства и природопользования. — 2021. — № 3 (80). — С. 53–63.

9. Журавлев, П. А. Обоснование планируемой стоимости инвестиционно-строительных проектов / П. А. Журавлев, А. М. Марукян // Вестник МГСУ. — 2020.— Т.15. — № 12. — С. 1696–1707.

10. Журавлев, П. А. Цена строительства и этапы ее формирования // Вестник иркутского государственного технического университета. — 2015. — № 9 (104).— С. 174–178.

11. Журавлев, П. А. К вопросу использования ресурсно-технологического моделирования при формировании инвестиционных программ / П. А. Журавлев, С. Б. Сборщиков // Вестник БГТУ им. В. Г. Шухова. — 2017. — № 7. — С. 198–201.

12. Лихаев, С. В. Презентация «Стратегии развития ценообразования в строительстве. Реализуемые мероприятия» / Главгосэкспертиза России. — 2020. — 17 c. [Электронный ресурс]. — URL: http:/gge.ru/upload/iblock/e99/С. В. Лихаев. Стратегия развития ценообразования в строительстве. Реализуемые мероприятия.pdf. (дата обращения: 29.04.2022).

13. Карпушкин, А. С. Анализ существующих систем определения стоимости строительства и государственного инвестирования / А. С. Карпушкин, И. В. Каракозова, Ю. С. Прохорова // Сметно-договорная работа в строительстве. — 2022.— № 4. — С. 10–21. — DOI 10.33920/str-01-2204-02.

14. Постановление Правительства РФ от 12 мая 2017 г. № 563 «О порядке и об основаниях заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». — АО «Кодекс», 2020 [Электронный ресурс]. — URL: https://docs.cntd.ru/document/436733513 (дата обращения: 29.04.2022).

15. Постановление Правительства РФ от 12 августа 2008 г. № 590 «О порядке проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения» // АО «Кодекс». — 2020 [Электронный ресурс]. — URL: https://docs. cntd.ru/document/902114875 (дата обращения: 29.04.2022).

16. Постановление Правительства РФ от 13 сентября 2010 г. № 716 «Об утверждении Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы» // Консультант-плюс. — 1999–2022 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_104806/ (дата обращения: 29.04.20222).

17. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2017 г. № 1691 «О порядке принятия решений о предоставлении из федерального бюджета субсидий государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям» // ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». — 1990–2022 [Электронный ресурс]. — URL: https://base.garant.ru/71849490/ (дата обращения: 29.04.2022).

18. Постановление Правительства РФ от 9 декабря 2017 г. № 1496 «О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета» (с изм. и доп.)// АО «Кодекс».— 2022 [Электронный ресурс]. — URL: https://docs.cntd.ru/ document/555941896 (дата обращения: 29.04.2022).

19. Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1159 (ред. от 01.03.2022) «О критериях экономической эффективности проектной документации по обеспечению исполнения федерального бюджета» (с изм. и доп.) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_207342/ (дата обращения: 29.04.2022).

20. Приказ Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр «Об утверждении Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации» // АО «Кодекс».— 2022 [Электронный ресурс]. — URL: https://docs.cntd.ru/document/565649004 (дата обращения: 29.04.2022).

21. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 1 октября 2021 г. № 707/пр «Об утверждении Методики определения стоимости работ по подготовке проектной документации» // Информационноправовой портал Гарант.ру [Электронный ресурс]. — URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/403237729/ (дата обращения: 29.04.2022).

1. Isaeva, E. L. Topical standard-and-methodical issues of formation of construction cost during planning capital investments. Matrix of scientific knowledge. 2021. Iss.6-1. pp. 168–174.

2. Pozdnyakov, V. B. Mekhanizm and methods of estimation of cost of construction at various stages of implementation of the investment and construction project. Abstract of the thesis of Candidate of Economic Sciences. V. B. Pozdnyakov; Public Educational Institution of Higher Professional Training SPBGIEU. St. Petersburg, 2008. 19 p.

3. Oleynikova, N. N. Formation risk — the focused cost of investment and construction projects. diss … edging. эк. sciences. Moskva, 2016. 196 p.

4. Besedin, M. A. Development of market methods of pricing in construction on the basis of the integrated budget standards: abstract yew … edging. эк. sciences. Nizhny Novgorod, 2012. 20 p.

5. Shakhbazyan, D. A. Problem aspects of execution of federal targeted investment program. Economy and business: theory and practice. 2017. Iss. 4-2. pp. 129–132.

6. Petrovsky, A. I. InterrelationА of the accuracy of estimation of cost of construction and cost efficiency of investment and construction projects / A. I. Petrovsky, N.V.Kapustina. Public-and-municipal administration. Scientific notes. 2021. Iss. 1. pp.165–169.

7. Tsopa, N. Formation the construction cost for residential buildings at the design stages. N. Tsopa, S. Sheina. Advances in Intelligent and Soft Computing. 2019. Vol.983. pp. 224–235.

8. Tsopa, N. V. Improvement of a system of pricing at the budgetary financing of construction on the example of foreign approaches. N. V. Tsopa, A. S. Karpushkin, A. E.Khalilov. Economy of construction and environmental management. 2021. Iss.3 (80). pp. 53–63.

9. Zhuravlev, P. A. Justification of the planned cost of investment and construction projects. P. A. Zhuravlev, A. M. Marukyan. Bulletin of MGSU. 2020. Vol. 15, Iss. 12. pp.1696–1707.

10. Zhuravlev, P. A. Tsena of construction and stages of her formation. Messenger of the Irkutsk state technical university. 2015. Iss. 9 (104). pp. 174–178.

11. Zhuravlev, P. A. To the matter of the use of resource and technological modeling when forming investment programs. P. A. Zhuravlev, S. B. Sborshchikov. Bulletin of BGTU of V. G. Shukhov. 2017. Iss. 7. pp. 198–201.

12. Likhayev, S. V. Prezentation "Strategies of development of pricing in construction. The realized actions". Glavgosekspertiza of Russia. 2020. 17 with. Available at: http:/ gge.ru/upload/iblock/e99/C.V.Likhayev. The strategy of development of pricing in construction. The realized actions. pdf. (accessed: 29.04.2022).

13. Karpushkin, A. S. Ampere-second. The analysis of the existing systems of determination of cost of construction and state investment. Ampere-second. Karpushkin, I. V. Karakozova, Yu. S. Prokhorova. Budget and contractual work in construction. 2022. Iss. 4. Pp. 10–21. DOI 10.33920/str-01-2204-02.

14. The resolution of the Government of the Russian Federation of May 12, 2017 No. 563 "On the order and about the bases of signing of the contracts which subject is at the same time performance of work on design, construction and commissioning of capital construction projects, and about introduction of amendments to some acts of the Government of the Russian Federation". JSC Kodeks. 2020. Available at: https://docs.cntd.ru/document/436733513 (accessed: 29.04.2022).

15. The resolution of the Government of the Russian Federation of August 12, 2008 No. 590 "On the order of conducting verification of investment projects regarding efficiency of use of the funds of the federal budget allocated for capital investments". JSC Kodeks. 2020. Available at: https://docs.cntd.ru/document/902114875 (accessed: 29.04.2022).

16. Resolution of the Government of the Russian Federation of September 13, 2010 No. 716 "On the approval of Rules of formation and realization of federal targeted investment program". ConsultantPlus. 1999–2022. Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_104806/ (accessed: 29.04.20222).

17. Resolution of the Government of the Russian Federation of December 29, 2017 No. 1691 "On the order of making decisions on granting from the federal budget of subsidies to the state corporations (companies), public companies". LLC NPP GARANT-SERVIS. 1990–2022. Available at: https://base.garant.ru/71849490/ (accessed: 29.04.2022).

18. The resolution of the Government of the Russian Federation of December9, 2017 No. 1496 "On the measures for ensuring execution of the federal budget" (with changes and additions). JSC Kodeks. 2022. Available at: https://docs.cntd.ru/ document/555941896 (accessed: 29.04.2022).

19. The resolution of the Government of the Russian Federation of 12.11.2016 No. 1159 (edition of 01.03.2022) "About criteria of cost efficiency of the project documentation on ensuring execution of the federal budget" (with changes and additions). ConsultantPlus. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_207342/ (accessed: 29.04.2022).

20. Order of the Ministry of Construction, Housing and Utilities of the Russian Federation of 04.08.2020 No. 421/pr. "On the statement of the Technique of determination of estimated cost of construction, reconstruction, capital repairs, demolition of capital construction projects, works on preservation of objects of cultural heritage (historical and cultural monuments) of the people of the Russian Federation in the territory of the Russian Federation". JSC Kodeks. 2022. Available at: https://docs.cntd.ru/document/565649004 (accessed: 29.04.2022).

21. Order of the Ministry of Construction, Housing and Utilities of the Russian Federation of October 1, 2021 No. 707/pr. "On the statement of the Technique of determination of cost of works on preparation of the project documentation". Garant.py. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403237729/ (accessed: 29.04.2022).

С переходом Российской Федерации на рыночные отношения сократились сроки планирования инвестиций и проектирования объекта капитального строительства (далее — ОКС), соответственно, увеличились риски, отражающие факторы увеличениястоимости строительства ОКС и его реализации в заданные сроки. Системы ценообразования, бюджетирования, закупок и контрактации остались в большей части основанные на принципах плановой экономики. В настоящее время стоимость строительства ОКС с прямым участием государства рассчитывается с использованием усредненных сметных норм, расценок и укрупненных показателей стоимости. Данное обстоятельство является серьезной проблемой, так как зачастую идентичные ОКС имеют стоимость, котораяч может значительно отличаться. На данный момент законодательством практически не предусмотрено никаких запасов денежных средств на точность расчетов стоимости строительства на разных стадиях инвестиционного проекта, в связи с чем при возникновении необходимости увеличения стоимости и на стадии проектирования, и на стадии строительства принятых норм оказывается недостаточно, чтобы покрыть существующие риски и выполнить обязательства по окончанию строительства в заданные проектом сроки [1].

Вопросы планирования финансирования строительства с использованием бюджетных ассигнований, в том числе за рубежом, рассматривались в работах: Позднякова В.Б. [2], Олейниковой Н.Н. [3], Беседина М.А. [3], Шахбазян Д.А. [6], Петровского А.И. [5], Цопы Н.В. [7, 8], Журавлева П.А. [9–11] и других ученых [12]. Однако обобщение накопленного теоретического и практического опыта показало, что, несмотря на высокую степень изучения существующих проблем государственного финансирования и ценообразования, в большей степени отсутствует механизм и принципы, которые определяют оптимальную величину резерва средств на непредвиденные расходы и общие затраты на разных стадиях инвестиционного проекта. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что требуется методическое обоснование базовых принципов и концепций, связанных с системой формирования лимитов бюджетных обязательств (далее — ЛБО) и резервов средств на непредвиденные расходы и затраты в определении стоимости строительства.

Для Цитирования:
А. С. Карпушкин, И. В. Каракозова, Ю. С. Прохорова, Механизм определения экономической эффективности государственных инвестиций на основе риск-ориентированного подхода. Сметно-договорная работа в строительстве. 2022;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: