Как известно, ассортимент — это главный фактор конкурирования торговых точек между собой. Каждый магазин является коммерческой компанией, цель которой — получение высокой прибыли и дальнейшее ее увеличение, поэтому грамотно сформированный ассортимент магазина позволит повышать экономическую эффективность организации.
Формирование товарного ассортимента начинается с анализа потребностей и запросов клиентов, демографических и социально-экономических характеристик покупателей, рыночных тенденций, анализа конкуренции и товарного потенциала. Далее идет отбор товаров, оценка его популярности, конкурентоспособности, спроса, качества и цены. Изучение лучших практик и потребительских запросов позволяют продуктовым магазинам определить краткосрочные и долгосрочные цели и успешно справиться с задачей формирования товарного ассортимента. В настоящее время ситуация с экономическим благосостоянием граждан, с их потребностями, предпочтениями и возможностями очень изменчива. Рынок требует ежедневного мониторинга, а стратегия продаж постоянных корректировок для успешного ведения бизнеса. Но все же существуют основные принципы [1], которые следует учесть при формировании ассортимента. Рассмотрим их:
1. Оптимальная «широта» и «глубина» ассортимента. Под «широтой» принято понимать категории (типы) товаров, которые представлены в данном магазине. Например, часто, заходя в супермаркет, мы говорим «здесь широкий ассортимент/широкий выбор» и видим перед собой множество отделов, начиная от продуктов, заканчивая строительными инструментами. Под «глубиной» подразумевают на сколько разнообразен выбор товаров в каждой из категорий. Рассматривая стандартный продуктовый магазин, можно составить примерный план предлагаемого ассортимента (см. таблицу 1). При этом нужно понимать, что чем глубже ассортимент, тем больше видна специализация магазина.
2. Полное удовлетворение потребностей покупателей. Этот принцип связан с понятием «глубина». Чем больше она, тем больше вероятность, что магазин сможет максимально удовлетворить потребности покупателей благодаря разнообразию предлагаемой продукции в каждой категории. Но важно помнить, что люди делают выбор не только исходя из своих желаний, но и учитывая материальные возможности, поэтому перед тем, как выбирать какая линейка товаров будет представлена в каждой категории, нужно проанализировать какой контингент покупателей преобладает в месте расположения магазина. После, исходя из полученных данных, выстраивать ассортимент с соответствующим ценовым сегментом, который будет приемлем для потребителей.