По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.225.6

Механизм досудебного урегулирования налоговых споров

В.В. Торбунова Крымский филиал, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет правосудия»

Данная статья описывает механизм досудебного урегулирования налоговых споров. Выделены основные преимущества и недостатки разрешения споров вышестоящими налоговыми органами.

Литература:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 15.02.2016) / Справочноправовая система «Консультант Плюс».

2. Кравченко С. Досудебное урегулирование налоговых споров. — Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение. — 2014. — №6.

3. Крохина Ю.А. Налоговое право. Учебник / 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИДАНА, 2011. — ISBN 5-238-02025-9.

4. Смолина О. Досудебный порядок урегулирования налоговых споров // Налоговый вестник. — 2016. — №2.

С развитием сферы налогообложения и ростом количества субъектов налоговых правоотношений, количество конфликтных ситуаций также увеличилось. Это привело к перегрузке судебной системы. Одним из путей решения данной проблемы стало появление процедуры досудебного урегулирования споров.

Досудебное урегулирование налоговых споров — это процедура, в ходе которой налогоплательщик подает свою жалобу в вышестоящую налоговую службу. При данном обжаловании налогоплательщик выступает в роли третьего лица.

Пункт 1 статьи 138 НК РФ дает определение термину «жалоба», согласно которому это обращение лица в налоговую службу с целью обжалования вступивших в законную силу ненормативных налоговых актов, действий (бездействия) должностных лиц при условии, что они нарушают права лица.

Пункт 2 статьи 138 Налогового кодекса РФ устанавливает право обжалования всех актов налоговой ненормативного характера, действия (бездействия) должностных лиц (кроме ненормативных актов, которые были приняты вследствии рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, ненормативных актов ФНС, действий или бездействия должностных лиц) в судебном порядке только после прохождения этапа досудебного урегулирования. Такое новшество было введено в действие с 1 января 2014 г. Невыполнение установленного досудебного урегулирования спора означает для налогоплательщика потерю права на обращение в суд. При этом при обращении в суд налогоплательщик должен предъявить результаты обжалования в вышестоящий налоговый орган, которые подтвердят соблюдение досудебного порядка урегулирования спора.

Исходя из норм пункта 1 статьи 139 и пункта 1 статьи 139.1 Налогового кодекса, жалобу следует подавать в вышестоящую налоговую, но через тот налоговый орган, чьи ненормативные акты, действия (бездействие) обжалуются. Далее данная налоговая служба должна направить жалобу в течение 3-х дней со дня поступления в вышестоящую налоговую службу.

В вышестоящую налоговую службу налогоплательщик может подать жалобу в течение одного года со дня установления им факта нарушения своих прав, или когда он должен был об этом узнать.

Для Цитирования:
В.В. Торбунова, Механизм досудебного урегулирования налоговых споров. Юрист ВУЗа. 2018;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: