Актуальность исследуемой темы обусловлена тем, что высокая социальная значимость жилищно-коммунальных услуг сочетается с 47-процентной степенью износа основных фондов в отрасли. Такое сочетание требует повышенного внимания исследователей к обеспечению экономической устойчивости предприятий, внедрению приемов и методов управления, направленных на обновление основных фондов.
Теория антикризисного управления на предприятиях ЖКХ находит свое отражение в работах Блата М. [19, с. 275] (Blut, Beatty, Evanschitzky, Brock, 2014, р. 275), Кастероглу Е. [21, с. 13] (Kosteroglou Eleni-Plousia, Georgios Theriou, Chatzoudes Dimitrios, 2016, р. 13), Галиева Т.Г. [23, с. 50] (Galiev, Gimaev, 2016, р. 50), Рябова Е.Ю. [24, с. 130] (Ryabov, 2014, р. 130), Сабанина С.Н. [26, с. 97] (Sabanin, Badalyan, 2019, р. 97).
Целью настоящего исследования1 является изучение механизма антикризисного управления и подготовка базы для моделирования применимого на практике механизма антикризисного управления предприятием в сфере ЖКХ.
Гипотеза автора заключается в возможности моделирования механизма антикризисного управления предприятием сферы ЖКХ на основе этапов кризисного цикла — докризисной адаптации, управления кризисами и послекризисной адаптации, с выделением внесубъектных и внутрисубъектных процессов. Методом настоящего исследования является критический обзор и синтез литературных источников по тематике антикризисного управления, конкретизация их с имеющимися эмпирическими данными, а также моделирование механизма антикризисного управления на основе выявленных методов управления в соответствии с ранее обоснованным автором подходом.
В целях проведения исследования статья поделена на 3 части. В первой части рассматривается природа жилищно-коммунальной отрасли, во второй автор раскрывает отраслевые факторы кризиса, в третьей функционально рассматриваются методические походы в антикризисном управлении на предприятиях отрасли, и затем проводится структурирование этих подходов в соответствии с ранее представленной автором типологией кризисных явлений.