Любому, кто хоть однажды наблюдал за штукатурными работами, их автоматизация может предстать делом немыслимым, сопоставимым с кадрами из сериала «Звездные войны», где бригада роботов может делать все, вплоть до самой тонкой ручной работы.
В реальности же все не так пугающе и задачи решаются в содружестве «человек-машина», без перепоручения абсолютно всех функций технике — 20 % приходится на долю ручного труда.
В основном это подготовка поверхности под нанесение материала.
Между тем преимущества механизации этого вида работ очевидны.
Во-первых, это производительность автоматизированного процесса, позволяющая малым числом людей выполнить работу целой бригады штукатуров. Экономия затрат времениможет составить 5–7 раз. При этом исключаются дополнительные процедуры, связанные с затиркой-подмазкой по нанесенному слою.
— При ручной работе средняя выработка одного штукатура составляет 10–15 кв. м в день, а у профессионалов высокого уровня — 20–25 кв. м, — рассказал корреспонденту «Строительства.RU» генеральный директор СТС Виктор Почеревин. — На штукатурной станции звено из двух человек — оператор и подсобный рабочий — покрывает 60–80 кв. м стены в зависимости от количества, вида слоев и общей сложности работ.
По словам руководителя предприятия, качество слоя, нанесенного автоматизированным способом, выше уже хотя бы потому, что раствор подается на стену под давлением, вследствие чего не остается пустых пор и раковин. Штукатурный раствор насыщается воздухом, поэтому становится более объемным — его количества хватит на площадь большего размера
К тому же он распределяется экономно, без чешуйчатых пересечений участков, что снижает его расход.
Здесь также стоит упомянуть и о повышенной адгезии смесей, предназначенных для автоматизированного нанесения. Не говоря уже об идеальной геометрии стены, которая получается готовой к нанесению финишного декоративного слоя или к окрашиванию.
Как же происходит оштукатуривание и окраска стен механическим способом? В СТС работают четыре специальные штукатурные и одна шпаклевочная станции, а также два окрасочных агрегата. Предпочтение отдано немецким и польским производителям — KALETA, PFT, M-TEC — исходя из критерия «цена/качество».