По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 616.83106051057:616.98:578.834.1 DOI:10.33920/MED-12-2205-01

Медицинские работники в период пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 и факторы риска профессионального выгорания

Н. А. Острякова ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России), 443099, Российская Федерация, г. Самара, ул. Чапаевская, 89, https://orcid.org/0000‑0001‑5459‑691X
С. А. Бабанов ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России), 443099, Российская Федерация, г. Самара, ул. Чапаевская, 89, https://orcid.org/0000‑0002‑1667‑737X

В статье представлены результаты анкетного опроса медицинских работников. Анкета позволяет оценить отношение медицинских работников к ситуации, связанной с новой коронавирусной инфекцией. Проведено анкетирование 186 медицинских работников амбулаторно-поликлинического звена, оказывающих медицинскую помощь в условиях повышенного эпидемического порога по ОРВИ, гриппу и новой коронавирусной инфекции COVID-19 в возрасте от 25 до 64 лет и 195 медицинских работников стационаров, оказывающих медицинскую помощь по своему основному профилю, работающих в «обычном режиме» и периодически выявляющих пациентов с заболеванием COVID-19 в возрасте от 25 до 64 лет. Полученные данные свидетельствуют о возникновении новых факторов, связанных с новой коронавирусной инфекцией, которые могут влиять на эмоциональное выгорание у медицинских работников.

Литература:

1. Zuger A, Dissatisfaction with medical practice. N Engl J Med. 2004; 350: 69–75

2. Nanda A, Wasan A, Sussman J. Provider health and wellness. J Allergy Clin Immunol Pract. 2017;5 (6):1543–8.

3. Pryazhnikov, N. S. Emotional burnout and personal deformations in psychological and pedagogical activity / N. S. Pryazhnikov, E.G. Ozhegova // Bulletin of Moscow University. Series 14: Psychology. — 2014. — No. 4. — S. 33–43.

4. Grevtsova, E.A. Teacher’s work: socio-medical and psychological-pedagogical aspects: monograph / E.A. Grevtsova // State. educational institution higher. prof. education «Ryazan State University named after S.A. Yesenin». - Ryazan: Ryazan state. un-t them. S.A. Yesenina, 2010. — P. 170.

5. Schonfeld, I. S. Burnout and depression: Two entities or one? / I. S. Schonfeld, R. Bianchi // J. Clin. Psychol. — 2016. — Vol. 72 (1). — R. 22–37.

6. Ravalier, J. M., & Walsh, J. (2018). Working conditions and stress in the English education system. Occupational Medicine, 68 (2), 129–134. https://doi.org/10.1093/occmed/kqy017ъ

7. Physicians and Covid-19. A Survey Examining How Physicians Are Being Affected by and Are Responding to the Coronavirus Pandemic. Merritt Hawkins and the Physicians Foundation, April, 2020 (Available at:) https://www.merritthawkins.com/ uploadedFiles/Corona_Physician_Survey_Merritt_Hawkins_Report.pdf (Accessed June 16, 2020).

8. Бабанов С.А. Профессия и стресс: синдром эмоционального выгорания // Энергия: экономика, техника, экология. 2010. № 10. С. 74–79

9. Острякова Н.А., Бабанов С.А. Прогнозирование факторов, влияющих на психическое здоровье и эмоциональное выгорание медицинских работников во время пандемии новой коронавирусной инфекции: Самара. 2020. — 10 с.

10. Семенова Н.В. Эмоциональное выгорание у медицинских работников // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 2. С. 231–245.

11. Бойко В.В. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / ред. Д.Я. Райгородский — Самара. Издательский дом «БАХРАХ». 1998. 672 с.

1. Zuger A, Dissatisfaction with medical practice. N Engl J Med. 2004; 350: 69–75

2. Nanda A, Wasan A, Sussman J. Provider health and wellness. J Allergy Clin Immunol Pract. 2017;5 (6):1543–8.

3. Pryazhnikov, N. S. Emotional burnout and personal deformations in psychological and pedagogical activity / N. S. Pryazhnikov, E.G. Ozhegova // Bulletin of Moscow University. Series 14: Psychology. — 2014. — No. 4. — P. 33–43.

4. Grevtsova, E.A. Teacher's work: socio-medical and psychological-pedagogical aspects: monograph / E.A. Grevtsova // State educational institution of higher prof. education «Ryazan State University named after S.A. Yesenin». - Ryazan: Ryazan State University named after S.A. Yesenin, 2010. — P. 170.

5. Schonfeld, I. S. Burnout and depression: Two entities or one? / I. S. Schonfeld, R. Bianchi // J. Clin. Psychol. — 2016. — Vol. 72 (1). — R. 22–37.

6. Ravalier, J. M., & Walsh, J. (2018). Working conditions and stress in the English education system. Occupational Medicine, 68 (2), 129–134. https://doi.org/10.1093/occmed/kqy017ъ

7. Physicians and Covid-19. A Survey Examining How Physicians Are Being Affected by and Are Responding to the Coronavirus Pandemic. Merritt Hawkins and the Physicians Foundation, April, 2020 (Available at:) https://www.merritthawkins.com/uploadedFiles/Corona_Physician_Survey_Merritt_Hawkins_Report.pdf (Accessed June 16, 2020).

8. Babanov S.A. Professiia i stress: sindrom emotsionalnogo vygoraniia [Profession and stress: burnout syndrome] // Energiia: ekonomika, tekhnika, ekologiia [Energy: Economics, Technology, Ecology]. 2010. No. 10. P. 74–79. (In Russ.)

9. Ostriakova N.A., Babanov S.A. Prognozirovanie faktorov, vliiaiushchikh na psikhicheskoe zdorovie i emotsionalnoe vygoranie meditsinskikh rabotnikov vo vremia pandemii novoi koronavirusnoi infektsii [Predicting factors affecting mental health and burnout of healthcare workers during the pandemic of the novel coronavirus infection]: Samara. 2020. — 10 p. (In Russ.)

10. Semenova N.V. Emotsionalnoe vygoranie u meditsinskikh rabotnikov [Emotional burnout among medical workers] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia [Modern Problems of Science and Education]. 2017. No. 2. P. 231–245. (In Russ.)

11. Boiko V.V. Metodika diagnostiki urovnia emotsionalnogo vygoraniia. Prakticheskaia psikhodiagnostika. Metodiki i testy [Method for diagnosing the level of emotional burnout. Practical psychodiagnostics. Methods and tests] / ed. D.Ia. Raigorodskii. — Samara. Publishing house «BAHRAKH». 1998. 672 p. (In Russ.)

В условиях пандемии новой коронавирусной инфекции медицинские работники оказались наиболее уязвимой категорией населения по риску развития эмоционального выгорания. Медицинские работники столкнулись с дополнительными проблемами, которые увеличили их восприимчивость к стрессу и выгоранию. Пандемия COVID-19 оказывает серьезное эмоциональное давление на медицинских работников. Важно учитывать, что COVID-19 негативно отразился на профессии, которая уже боролась до пандемии с высоким уровнем неудовлетворенности, эмоциональным выгоранием и проблемами психического здоровья [1].

До пандемии новой коронавирусной инфекции широкомасштабные исследования установили многофакторный характер стресса в здравоохранении: обязанности по ведению электронных медицинских карт, вопросы страхования, любые недовольства пациентов и балансирование напряженного графика работы и личной жизни [2]. Повышенная нервно-эмоциональная нагрузка сопряжена с риском соматических и психических расстройств [3, 4, 5, 6].

Профессиональное и психологическое благополучие медицинских работников должно быть под пристальным контролем во время эпидемии новой коронавирусной инфекции. Согласно недавнему опросу, одна треть врачей планировала уволиться, сменить работу или просто выйти на пенсию, прекратив лечение пациентов в период, когда общество остро нуждалось в медицинских работниках [7]. Деятельность врача напрямую связана с вопросами жизни и смерти, определяющими высокую степень ответственности за другого человека. Неслучайно девизом врачей средневековья было выражение «Светя другим, сгораю сам» [8, 9, 10].

Цель исследования

Выявить факторы, связанные с новой коронавирусной инфекцией, влияющие на эмоциональное выгорание медицинских работников.

Исследование выполнено на кафедре профессиональных болезней и клинической фармакологии имени заслуженного деятеля науки Российской Федерации, профессора Косарева Владислава Васильевича ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации и отделения профпатологии Областного центра профпатологии ГБУЗ СО «Самарская медико-санитарная часть № 5 Кировского района». Согласно поставленной цели и задачам, в качестве объектов исследования были выбраны следующие группы.

Для Цитирования:
Н. А. Острякова, С. А. Бабанов, Медицинские работники в период пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 и факторы риска профессионального выгорания. Терапевт. 2022;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: