В настоящее время во всем мире ширится понимание, что здоровье детей – это главный потенциал общества, через который в ближайшем будущем проявятся такие составляющие государственного развития, как экономическая, социальная, политическая, культурная и репродуктивная. В связи с этим охрана репродуктивного здоровья населения считается приоритетным направлением в программах Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), содержащих рекомендации по его укреплению для всех слоев населения, включая подростков и молодежь [3].
Сохранение и улучшение репродуктивного здоровья является одной из важнейших задач любого государства в области социальной политики. Анализ данных научных исследований и официальной статистики свидетельствуют о том, что за последние десятилетия в большинстве стран мира ухудшилось состояние здоровья лиц подросткового и молодого возраста. Особое беспокойство вызывает снижение доли здоровых девочек и девушек, увеличение среди их числа лиц, имеющих функциональные нарушения и хронические заболевания. По мнению специалистов, устойчивость негативной динамики сохранится, так как она обусловлена такими факторами, как неблагоприятная экологическая обстановка, несбалансированная учебная нагрузка, хронический стресс, «нездоровый» образ жизни, наличие вредных привычек [1, 2, 5, 6].
Одним из важнейших показателей репродуктивного здоровья девушки считается отсутствие нарушений со стороны менструальной функции. Особый интерес представляют зарубежные сводные данные о возрасте менархе, например: в странах Европейского региона менструация наступает в среднем в 12,2–13,2 года, в Индии – в 12,6 года, в Северной Америке – в 12,3 года [3].
Возраст менархе у девушек Кыргызской Республики определяется в пределах от 12,8 до 13,78 лет, а у жительниц высокогорных регионов отмечено более позднее наступление менархе – 14,8 лет.Средний возраст менархе у жительниц Кыргызстана за 10-летний период с 1998 по 2008 г. уменьшился с 14,16 до 13,78 лет, составив разницу в 0,38 лет [4, 7, 8].