Сегодня на повестку дня все чаще выходят вопросы, посвященные образовательным и педагогическим технологиям обучения: какие из них могут быть более эффективными в подготовке студентов как технического профиля, так и гуманитарного, юридического, экономического и других? Насколько они эффективны в уже установившейся информационно-образовательной среде, в которой находится каждый участник образовательного процесса?
Современному обществу нужны инженерно-технические кадры, обладающие большим количеством разнообразных компетенций. Таких специалистов надо готовить, разрабатывая и внедряя инновационные образовательные технологии. За последние годы в инженерном образовании приобретен богатый опыт разработки и практического использования современных образовательных технологий. Было выявлено, что недостаточное внимание уделяется медиаобразовательным технологиям обучения студентов технического профиля при изучении дисциплины «Математика». В рамках данной статьи постараемся разобраться в данном вопросе.
Учитывая разнообразие форм учебных занятий, учебной деятельности, способов управления познанием, а также высокий уровень образовательных и других личностно и профессионально ориентированных задач, приоритетными в сфере образования, по мнению коллектива авторов статьи «Современные технологии в инженерном образовании», являются комплексные образовательные технологии:
• педагогические;
• информационные;
• телекоммуникационные (сетевые);
• интеллектуальные;
• инновационные.
В реальной деятельности высшей школы эти технологии взаимно переплетаются, используются как взаимопроникающие и дополняющие друг друга [4, с. 117–123].
В современной дидактике представлено множество разнообразных технологий, где каждый автор и исполнитель вносят в педагогический процесс что-то новое в соответствии с поставленными целями и задачами. Представленные выше виды образовательных технологий также имеют свои трактовки. Мы же со своей стороны считаем необходимым добавить к вышеперечисленным технологиям медиаобразовательные технологии, тем более что классификация представлена именно для инженерного образования, что имеет для нас большое значение. Обоснованием внедрения медиаобразовательных технологий в инженерное образование являются, во-первых, требования к профессиональной деятельности бакалавров, компетенциям, результатам освоения программы, во-вторых, накопившиеся труды ученых, проявляющих интерес к медиаобразовательным технологиям [2, с. 67–69; 6, с. 12–17; 7, с. 3–7; 9, с. 27–34]. Считаем, что вышеперечисленные требования могут быть выполнены только при наличии медиаобразовательных технологий в методике обучения учебной дисциплине. Отметим, что внедрение медиаобразовательных технологий в образовательные методики учебных дисциплин не является прихотью, оно должно осуществляться как обязательное с целью получения желаемого результата, причем совершенно независимо от специфики отдельного профиля. Данное требование подтверждается Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [8].