По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Мебель как искусство: секреты реставрации

Здравствуйте, дорогие читатели! Меня зовут Сергей Ермолаев. Я родом из солнечного, теплого южного города Астрахани. Расположен он на берегу реки Волги с красивыми пейзажами и берегами. Да, для многих он интересен рыбалкой, лотосовыми полями и не только. Но сегодня речь пойдет не об этом. А мне бы хотелось вам рассказать немного о таком ремесле, как реставрация старинной мебели, поделиться небольшим опытом из своей профессиональной жизни, хотя я работаю в этом ремесле уже более 15 лет.

Приезжая к своей любимой бабушке, я всегда был под впечатлением от местного колорита. Она жила в центре города, где находились старые дома, наполовину из кирпича, наполовину из дерева. Фасады зданий были из красного кирпича, который от времени во многом осыпался. При входе в дом бабушки стояло большое зеркало в рост человека, в красивом обрамлении и с резными деталями, по краям зеркала с обратной стороны уже немного осыпалась амальгама и просматривались обои. Но самое яркое воспоминание — это буфеты, они смотрелись очень огромными и величественными. Я думаю, с этого и зародился мой неподдельный интерес к антикварной мебели.

Спустя время интерес к старинной мебели перерос в мою профессиональную деятельность, все началось со столярной мастерской на дому. На тот момент был полный станковый ряд оборудования и ручного электроинструмента, с которым тоже многое можно сделать. Вначале я получал мебель на небольшую реконструкцию, подремонтировать каркас, который пришел в негодность, заменить лакокрасочное покрытие. А затем, как я считал, началась моя реставрационная деятельность, но это было только начало без глубокого понимания этого ремесла. Я читал много книг по этой теме, хотя в столярном деле было уже много опыта, но тогда я и не представлял, насколько многогранна эта работа и какие просторы открывает.

Для реставратора самое главное — именно сохранение подлинности реставрируемого предмета, его исторической ценности как отражения своей эпохи.

В процессе реставрации мебели следует руководствоваться ключевым правилом — сохранить максимум старых, подлинных элементов в изделии. Необходимо стремиться сохранить и использовать все детали старинного предмета, которые могут еще служить: древесину, облицовку, настилочный материал, — и вводить как можно меньше новых элементов. К примеру, не стоит менять древесину на новую, если жук древоточец нанес минимальные следы. Частично разрушенные брусковые элементы лучше нарастить, чем делать новые, даже если это будет заметно. Шпон следует заменять лишь в том случае, если он сильно поврежден, к примеру, растрескался и истончен в результате циклевания при предыдущей реставрации. С целью сохранения прочности изделия допускается изготовление нового каркаса, фрагменты которого не будут видны при экспозиции. В данном случае части старых деталей, если древесина еще достаточно прочная, используют для ремонта видимых частей мебели. Не допускается применять недостаточно проверенные новые, в особенности синтетические, материалы и технологии, которые могут нанести в дальнейшем непоправимый вред предмету. Необходимо бережно относиться к естественному старению, которое является свидетельством жизни и истории предмета. Всякое вмешательство в предмет с применением современных материалов должно быть минимальным, не должно искажать эстетический и материальный облик предмета.

Для Цитирования:
Мебель как искусство: секреты реставрации. Русская галерея-XXI век / Russian gallery. XXI c.. 2023;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: