9 августа 1944 года вышло постановление Государственного комитета обороны СССР об организации автосборочного завода в Минске. С конца 1944 года параллельно строительству самого завода, начинается «отвёрточная» сборка грузовиков GMC и Studebaker, поставляемых из США по ленд-лизу. Первый минский Studebacker сошёл с конвейера 7 ноября 1944 года. Кроме «Студебеккеров», на Минском автосборочном заводе собирали тяжёлые грузовики Mack серии NR [англ.].
В марте 1945 года объемы сборки превысили тысячу автомобилей в месяц. Всего в 1945 году в Минске удалось собрать 14 тысяч грузовиков, часть которых отправили на фронт, другую — на восстановление народного хозяйства.
В августе 1945 года Государственный комитет обороны принял решение создать в Минске на базе существующего сборочного предприятия полноценный завод по выпуску большегрузных автомобилей.
Реконструкция предприятия и освоение производства новых машин заняли несколько лет, в течение которых завод продолжил собирать импортные автомобили. В 1946–1947 годах в белорусской столице собирали грузовики семи разных марок: Studebaker, Ford, International Harvester, GMC, Chevrolet, Dodge и Mack.
Осенью 1947 года на минском заводе при непосредственной поддержке Ярославского автомобильного завода были собраны первые пять автомобилей МАЗ-205, которые, по сути, являлись усовершенствованным вариантом самосвала ЯАЗ-205.
В феврале 1948 года в Москву был отправлен опытный образец автомобиля МАЗ-200 и первые модели прицепной техники для утверждения в Министерстве автомобильной промышленности. В конце 1949 года состоялся пуск первого главного конвейера, а в 1950-м собран опытный образец 25-тонного самосвала МАЗ-525. В это же время начались и первые поставки за рубеж: самосвалы МАЗ-205 отправлены в дар польскому народу на восстановление Варшавы.
В 1951 году на Минском автозаводе было освоено производство автомобилей МАЗ-200 с бортовой платформой и тягачей на их базе. «Двухсотые» оказались очень надежными и неприхотливыми и долгое время эксплуатировались практически во всех уголках СССР и в странах третьего мира. Минусом было то, что их грузоподъемности зачастую было недостаточно, поэтому на многих всесоюзных стройках использовались самосвалы МАЗ525. Правда, даже этот 25-тонный «тяжеловес» не всегда справлялся с поставленными задачами, в связи с чем в Минске приступили к разработке самосвала грузоподъемностью 40 тонн.