По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 616 159.9

Материнская доминанта у девушек-подростков

Ж. Р. Гарданова доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой психотерапии психолого-социального университета, ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, г. Москва, e-mail: zanna7777@inbox.ru.
Т. И. Брессо кандидат психологических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, г. Москва.
А.А. Аксененко соискатель, врач, ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. В.И. Кулакова» МЗ РФ, г. Москва.
В.И. Есаулов ассистент кафедры психотерапии психолого-социального факультета, ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, г. Москва, e-mail: v-esaulov@yandex.ru.
В.И. Ильгов ассистент кафедры психотерапии психолого-социального факультета, ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, г. Москва, e-mail:ilgov.v@mail.ru.
Д. Ф. Хритинин член-корреспондент РАН, доктор медицинских наук, профессор кафедры психиатрии, медицинской психологии, ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, г. Москва, e-mail: berta70-bk.ru.
А. К. Гарданов студент, ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, г. Москва, e-mail: agardanov@gmail.com.
М. А. Некрасов доктор медицинских наук, профессор, ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, г. Москва.
С. А. Калина ассистент кафедры, ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, г. Москва.
Г. А. Галямова ассистент кафедры, ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, г. Москва.
Р. М. Есаян кандидат медицинских наук, врач, зав. отделением, ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. В.И. Кулакова» МЗ РФ, г. Москва.
А. А. Сазонова кандидат медицинских наук, врач, ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. В.И. Кулакова» МЗ РФ, г. Москва.
Н. А. Чухарева кандидат медицинских наук, врач, ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. В.И. Кулакова» МЗ РФ, г. Москва.
М. В. Бобкова врач, ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. В.И. Кулакова» МЗ РФ, г. Москва.

Статья посвящена особенностям формирования материнской доминанты у молодых девушек. Понятие материнской доминанты раскрывается в комплексном виде с элементами поведенческого подхода. Определены объективные и субъективные критерии сформированности материнской доминанты.

Литература:

1. Вагапова А.Р. Представления о материнстве/отцовстве и родительские установки у молодежи // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. – 2015. – № 2 (14). – С. 172–178.

2. Гарданова Ж.Р. и соавт. Тревожно-депрессивные расстройства у беременных с артериальной гипертензией // Акушерство и гинекология. – 2016. – № 8. – С. 54–59.

3. Демина А.С. Психологическая готовность к материнству в период ранней взрослости // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2013. – № 4 (56). – С. 88–92.

4. Добряков И.В. Перинатальная психология в родовспоможении. – СПб., 1997.

5. Земзюлина И.М. Переживание беременности в контексте жизненного пути личности как фактор формирования готовности к материнству // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. – № 9. – С. 31–42.

6. Левченко А.В., Галкина Е.В. Репродуктивная мотивация и эмоциональное состояние женщин во время беременности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2013. – № 4 (129). – С. 61–67.

7. Коваленко Н.П. Перинатальная психология. – СПб., 2000.

8. Махмутова Р.К. Психология материнства: теоретические аспекты изучения мотивации материнского поведения // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». – 2010. – № 2. – С. 46–55.

9. Субочева А.Р., Каргина Н.В. Проблемы современного ценностного отношения к материнству в России // Научные труды Московского гуманитарного университета. – 2017. – № 1. – С. 33–39.

10. Хализев Е.В. Интуиция совести (теория доминанты А.А. Ухтомского в контексте философии и культурологии XX века) // Проблемы исторической поэтики. – 2001.– № 6. – С. 1–5.

На современном этапе снижения демографических показателей вопросы материнства в современной России вызывают большой интерес у научного сообщества. Несомненно, изучение психологических особенностей формирования материнской доминанты у девушек-подростков представляет особый интерес. Учитывая, что особенности подготовки к материнству в школе, в семье не способствуют целостному формированию образа матери у подростков, в реальности девушки становятся беременными и рожают детей будучи школьницами. В данной работе понятие материнской доминанты будет рассмотрено максимально широко с целью достижения комплексных результатов и выводов. Традиционно в психологической науке под доминантой в первую очередь подразумевается категория физиологического характера, выведенная А.А. Ухтомским, который под доминантой понимал стимулирующий центр, позволяющий сосредоточиться на одном стремлении, оставив все остальные желания и импульсы позади.

При этом доминанты по характеру направленности могут быть внутренними, связанными с эгоистической направленностью человека на самого себя, и внешними, направленными на других людей, причем первой доминанте, как подчеркивает Е.В. Хализев, исследователь давал положительную оценку, а второй – отрицательную, однако общим моментом являлось то, что доминанта хотя и носит физиологический характер, однако ее проявления в окружающем мире подразумевают их культурологическое и философское осмысление [10, с. 23].

Современные исследователи проблем перинатальной психологии, акцентирующие особое внимание на сформированности материнской доминанты, такие как В.В. Абрамченко, Н.П. Коваленко (2000); А.С. Батуев, Л.В. Соколова (2003) О.С. Васильева, Е.В. Могилевская (2001); А.Л. Филоненко (2010), рассматривают процесс беременности как активно связанный со зрелостью материнской доминанты. Согласно современным психологическим исследованиям Г.В. Залевского (2008), Н.П. Коваленко (2010), О.В. Магденко (2012), А.Л. Филоненко (2012), С.В. Тюлюпо (2011), К.Д. Хломова (2008), И.Л. Шелехова (2006) ведущее место в переживании беременности огромную роль играет сформированность материнской доминанты.

Для Цитирования:
Ж. Р. Гарданова, Т. И. Брессо, Н. Г. Мишиева, А. Н. Абубакиров, А.А. Аксененко, В.И. Есаулов, В.И. Ильгов, Д. Ф. Хритинин, А. К. Гарданов, М. А. Некрасов, С. А. Калина, Г. А. Галямова, Р. М. Есаян, А. А. Сазонова, Н. А. Чухарева, М. В. Бобкова, Материнская доминанта у девушек-подростков. Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2018;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: