По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 623.746.4–519

Материалы, применяемые в деталях беспилотных летательных аппаратов

Жуков Е. А. техник, E-mail: hladokris04@gmail.com, Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (105005, Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5), АО «ЦЭНКИ» (Москва, 129110, ул. Щепкина, д. 42, стр. 2)
Елагина Е. В. техник, E-mail: ket_elagina@mail.ru, Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (105005, Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5), ГКНПЦ имени М. В. Хруничева (121309, Москва, ул. Новозаводская, д. 18)

Композитные материалы имеют широкие возможности применения в авиации, включая создание самолетов, ракет и космических аппаратов. Их термореактивные свойства используются в таких элементах, как переборки, фюзеляж, крылья, а также в различных компонентах коммерческой, гражданской и военной авиации, таких как воздушные теплообменники, антенны, лопатки компрессора и вентилятора, детали двигателей и ракет, конструкции спутников и вертолетов. В статье рассмотрены материалы, применяемые в беспилотных летательных аппаратах, где композитные материалы играют ключевую роль в снижении массы планера. Описываются ключевые материалы для производства БПЛА, их влияние на характеристики, процессы изготовления.

Литература:

1. Полимерные композиционные материалы для деталей БПЛА. Эл. ресурс. URL: https:// compositeworld.ru/articles/app/id64dc922aedda430019f55de0 (дата обращения: 28.11.2024).

2. Вшивков, С. А. Полимерные композиционные материалы: учебное пособие / С. А. Вшивков, И. С. Тюкова, Е. В. Русинова; под общ. ред. С. А. Вшивкова — Текст: непосредственный. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2022. — 230 с. URL: https://elar.urfu.ru/handle/10995/113886. (дата обращения: 28.11.2024).

3. Забережный, С. А. Технология получения углепластиковых пластин / С. А. Забережный, М. Б. Исмаилов, Б. А. Байсериков // Комплексное использование минерального сырья. №3. 2016. С. 74–77.

4. Попов, А. В. Применение и оценка технического состояния композиционных материалов в летательных аппаратах и беспилотных летательных аппаратах акустико-эмиссионным методом неразрушающего контроля / А. В. Попов, А. О. Самуйлов, И. С. Черепанов // Advanced Engineering Research. 2021. Т. 21, №4. С. 328−336. URL: https://www.vestnik-donstu.ru/jour/article/view/1814 (дата обращения: 28.11.2024).

5. Композиционные материалы в современной авиации. Эл. ресурс. URL: https://apni.ru/article/5109-kompozitsionnie-materiali-v-sovremennoj-aviat (дата обращения: 28.11.2024).

6. Композит: классификация и свойства композиционных материалов из пластика. Эл. ресурс. URL: https://www.inpolimer.ru/polimery/5385/kompozit-klassifikatsiya-i-svoistva-kompozitsionnykh-materialov-iz-plastika?utm_referrer=https%3A%2F%2Fwww.google.com%2F#toc_h207h301 (дата обращения: 28.11.2024).

В настоящее время при производстве беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) часто используют полимерные композиционные материалы: углепластик, стеклопластик, органопластики, боропластики. Композиционные материалы привлекательны возможностью точной настройки их характеристик путем изменения состава [1, 5]. Это позволяет создавать материалы с уникальными эксплуатационными и технологическими свойствами. Благодаря таким свойствам их широко применяют в высокотехнологичных отраслях. Полимерные композитные материалы (ПКМ) являются наиболее распространенными, и их мировой рынок продолжает расти. В России основной спрос на ПКМ приходится на стекло- и углепластики. Максимальное проявление прочностных характеристик таких материалов достигается при использовании непрерывных волокон в качестве армирующего элемента. Наблюдается увеличение использования неметаллических конструкционных материалов, таких как ПКМ, в авиационной отрасли. ПКМ отличаются высокой прочностью при сниженной массе по сравнению с металлическими материалами. В начале XXI в. доля ПКМ в пилотируемых летательных аппаратах возросла с 10–15% до более 60%, а в беспилотных аппаратах — более 80% (рис. 1).

Композиционными называют материалы, полученные из двух или более компонентов и состоящие из двух или более фаз. Один компонент (матрица) образует непрерывную фазу, другой — является наполнителем. Композиционные материалы (КМ) — это гетерогенные системы, они могут быть разделены на три основных класса:

• матричные системы, состоящие из непрерывной фазы (матрицы) и дисперсной фазы (дискретных частиц);

• композиции с волокнистыми наполнителями;

• композиции, имеющие взаимопроникающую структуру двух или более непрерывных фаз.

Преимущества гетерогенных полимерных композиций по сравнению с гомогенными полимерами: повышенная жесткость, прочность, стабильность размеров; повышенная работа разрушения и ударная прочность; повышенная теплостойкость; пониженная газо- и паропроницаемость; регулируемые электрические свойства [1–4].

Для Цитирования:
Жуков Е. А., Елагина Е. В., Материалы, применяемые в деталях беспилотных летательных аппаратов. Главный механик. 2025;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: