По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Математическое обоснование применения средств управления для повышения безопасности движения

Г.Н. Климова канд. техн. наук, доцент, канд. техн. наук, ВГЛТУ им. Г.Ф. Морозова, г. Воронеж
В.А. Зеликов зав. кафедрой, д-р техн. наук, доцент, ВГЛТУ им. Г.Ф. Морозова, г. Воронеж
Ю.В. Струков канд. техн. наук, доцент, ВГЛТУ им. Г.Ф. Морозова, г. Воронеж
Г.А. Денисов канд. техн. наук, ВГЛТУ им. Г.Ф. Морозова, г. Воронеж
Е.А. Маклакова д-р филос. наук, ВГЛТУ им. Г.Ф. Морозова, г. Воронеж
Э.Н. Бусарин канд. техн. наук, ВГЛТУ им. Г.Ф. Морозова, г. Воронеж, e-mail: zelikov-vrn@mail.ru

Рассматривается вопрос зависимости количества ДТП от систематических и случайных факторов. Приводится математическое обоснование прогнозирования безопасности дорожного движения и создания условий для оптимального группирования средств управления в систему с позиции безопасности движения. Решается задача оптимизации показателя управления.

Литература:

1. Increasing psychological stability of vehicle drivers [Электронный ресурс] / V.A. Zelikov, G.N. Klimova, Y.V. Strukov, A.Y. Artemov, D.V. Likhachev // Ubiquitous Computing and the Internet of Things: Prerequisites for the Development of ICT / Editors (view affiliations) Elena G. Popkova. — Springer Verlag, 2019. — Vol. 826. — P. 1129– 1136.

2. Traffic safety as a factor of competitiveness of economic system and a reason for increase of differentiation of developed and developing countries: management on the basis of new ICT / V.A. Zelikov, Yu.V. Strukov, V.V. Razgonyaeva, R.A. Korablev, A.Yu. Artemov / В сб.: Lecture Notes in Networks and Systems. Proceedings Paper of International Conference. Editor Elena G. Popkova. — 2019. — С. 161–165.

3. Психологические аспекты, влияющие на БДД, и их учет при обучении водителей / Г.Н. Климова, В.А. Зеликов, Ю.В. Струков, Г.А. Денисов, В.В. Разгоняева // Грузовик. — 2020. — № 6. — С. 38–44.

4. Проведение экспериментов по адаптации средств организации дорожного движения на исследовательском комплексе по интеллектуальным транспортным системам // Интернетжурнал «Науковедение». — Вып. 2 (21). — 2014. — URL: znanium.com.

5. Технические системы в условиях неопределенности, анализ гибкости и оптимизация [Электронный ресурс]: уч. пос. / Г.М. Островский, Ю.М. Волин, — 3-е изд. — Эл. текст. дан. — pdf; 322 с. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

6. Шухман Ю.И. Основы управления автомобилем и безопасность движения [Текст]: доп. М-вом образования и науки Рос. Федерации в качестве учеб. / Ю.И. Шухман. — М.: Академия; За рулем, 2010. — 160 с.

Как правило, безопасное движение на трассах характеризуется и оценивается по критерию отсутствия дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Но критерий отсутствия ДТП не исключает закономерных опасных условий и ошибочных действий водителей, приводящих к аварийным ситуациям. Возникновение опасных, предаварийных ситуаций и ДТП назвать случайным явлением нельзя, скорее это означает отсутствие достоверных признаков, приведших к ДТП. Это представлялось вполне оправданным с точки зрения того, что объектом исследования являлся именно механизм ДТП и на данной основе намечались мероприятия по снижению аварийности. Правомерность такой позиции по отношению к конкретному ДТП при исследовании в этом направлении зачастую вызывала сомнение в правильности предположения, что отсутствие ДТП — это признак безопасности движения [1–3].

Рассмотрим схему «Основные факторы, влияющие на безопасность управления транспортным средством». Это техническое совершенствование дороги, конструктивная безопасность транспортных средств, надежность действий водителя в различных дорожно-транспортных происшествиях и среда (рис. 1).

Техническое совершенствование дороги должно иметь развитие в следующих направлениях: отсутствие режима перегрузки; возможность выбора альтернативного пути; оптимальное количество средств управления организацией дорожного движения (ОДД); правовое, информационное обеспечение, эстетическое качество дороги, дорожный сервис и т.д. Конструктивная безопасность транспортных средств (ТС), обеспечивающая безопасность, — это совершенствование активной, пассивной, послеаварийной и экологической безопасности. Перечисленные факторы относятся к систематическим факторам воздействия, поскольку анализируются и обобщаются как отклонения от законодательных технических требований, норм и стандартов, предъявляемых к этим факторам. Фактор «Надежность действий водителя в различных дорожно-транспортных происшествиях» — для анализа и обобщения с большей долей достоверности необходимо охватывать и случайные признаки. Встает вопрос, с каким «эталоном» можно сопоставлять поведение водителя в определенной ситуации. Нормальное поведение предполагает абсолютное подчинение правилам дорожного движения, и на основе такого предположения проводится психологическая экспертиза как анализ отклонений от нормального поведения. Большое количество схожих случайных явлений обобщаются в определенные закономерности, но надежность таких выводов очень низка.

Для Цитирования:
Г.Н. Климова, В.А. Зеликов, Ю.В. Струков, Г.А. Денисов, Е.А. Маклакова, Э.Н. Бусарин, Математическое обоснование применения средств управления для повышения безопасности движения. Охрана труда и техника безопасности на автотранспортных предприятиях и в транспортных цехах. 2020;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала