По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 316.6 DOI:10.33920/nik-02-2212-03

Массовое сознание: от индустриального — к информационному обществу

Костина Анна Владимировна проректор по научной, воспитательной и международной деятельности Московского гуманитарного университета, д-р филос. наук, д-р культурологии, профессор Российская Федерация, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5, Эл. адрес: Anna_Kostina@ inbox.ru

В современной геополитической ситуации становятся актуальными те вопросы, которые социальные философы и политологи обсуждали на протяжении XX столетия и которые стали в определенном смысле «общим местом», некоей очевидностью, о которых знают все, которые изучают в вузах и которые не представляют никакой новизны. Речь идет о массовом сознании, о законах, им управляющих, о том, что выступает основой современной массовой культуры. Основы этих законов знают примерно все имеющие среднее образование люди. Все признают, что средства массовой коммуникации управляют этим сознанием, а владельцы СМИ манипулируют им в своих интересах. И казалось бы, знание об этом вооружает современного человека пониманием того, что этим процессам необходимо противостоять. Однако на практике все иначе. Автор показывает, что массовое сознание формируется сходным образом и через аналогичные механизмы — как в индустриальном, так и в информационном обществе.

Литература:

1. Белоусов К.Ю. Потребительское образование в России и за рубежом // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Философия, социология, культурология, социальная работа. — 2012. — № 4 [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ potrebitelskoe-obrazovanie-v-rossii-i-za-rubezhom (дата обращения: 04.10.2022).

2. Войтоловский Л.Н. Очерки коллективной психологии: В двух частях / Л. Войтоловский. — М.; Петроград: Гос. изд-во, 1925. — Ч. 1: Психология масс. — 87 с.

3. Живые подписчики и лайки в ВКонтакте. Результат сразу [Электронный ресурс]. — URL: https://justenzzo.ru/ (дата обращения: 04.10.2022).

4. Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия: последовательность человеческого развития. — М. : Новое изд-во, 2011. — 464 с.

5. Как накрутить лайки в ВК (ВКонтакте) бесплатно и быстро [Электронный ресурс]. — URL: https://iklife.ru/socialnye-seti/vkontakte/kak-nakrutit-lajki-v-vkbezopasno-i-bystro.html (дата обращения: 04.10.2022).

6. Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. — Изд. 5-е. — М.: URSS, 2010. — 350 с.

7. Лебон Г. Психология народов и масс: [Перевод] / Гюстав Лебон. — СПб.: Макет, 1995. — 311 с.

8. Накрутка лайков в ВК: 15 лучших сервисов в 2022. - URL: Накрутка лайков в ВК: 15 лучших сервисов в 2022 (fireseo.ru) (дата обращения: 04.10.2022).

9. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Эстетика. Философия культуры [Текст]: [сборник: перевод] / Хосе Ортега-и-Гассет ; [вступ. ст. Г.М. Фридлендера, с. 7–48]. — М.: Искусство, 1991. — 586 с. — С. 315–319.

10. Тард Г. Законы подражания = (Les lois de l'imitation): пер. с фр. / [Соч.] Ж. Тарда. — СПб.: Ф. Павленков, 1892. — 370 с.

11. Тард Г. Публика и толпа: Этюд Габриэля Тарда / пер. Ф. Латернера. — СПб.: Б-ка бывш. Иванова, 1899. — 48 с.

12. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я» // Фрейд З. Избранное. — Кн. 1. — М., 1990.

1. Belousov K.YU. Potrebitel'skoye obrazovaniye v Rossii i za rubezhom // Uchenyye zapiski ZabGU. Seriya: Filosofiya, sotsiologiya, kul'turologiya, sotsial'naya rabota. — 2012. — № 4 [Elektronnyy resurs]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ potrebitelskoe-obrazovanie-v-rossii-i-za-rubezhom (data obrashcheniya: 04.10.2022).

2. Voytolovskiy L.N. Ocherki kollektivnoy psikhologii: V dvukh chastyakh / L. Voytolovskiy. — M.; Petrograd: Gos. izd-vo, 1925. — CH. 1: Psikhologiya mass. — 87 s.

3. Zhivyye podpischiki i layki v VKontakte. Rezul'tat srazu [Elektronnyy resurs]. — URL: https://justenzzo.ru/ (data obrashcheniya: 04.10.2022).

4. Inglkhart R., Vel'tsel' K. Modernizatsiya, kul'turnyye izmeneniya i demokratiya: posledovatel'nost' chelovecheskogo razvitiya. — M. : Novoye izd-vo, 2011. — 464 s.

5. Kak nakrutit' layki v VK (VKontakte) besplatno i bystro [Elektronnyy resurs]. — URL: https://iklife.ru/socialnye-seti/vkontakte/kak-nakrutit-lajki-v-vk-bezopasno-ibystro.html (data obrashcheniya: 04.10.2022).

6. Kostina A.V. Massovaya kul'tura kak fenomen postindustrial'nogo obshchestva. — Izd. 5-ye. — M.: URSS, 2010. — 350 s.

7. Lebon G. Psikhologiya narodov i mass: [Perevod] / Gyustav Lebon. — SPb.: Maket, 1995. — 311 s.

8. Nakrutka laykov v VK: 15 luchshikh servisov v 2022. - URL: Nakrutka laykov v VK: 15 luchshikh servisov v 2022 (fireseo.ru) (data obrashcheniya: 04.10.2022).

9. Ortega-i-Gasset KH. Vosstaniye mass // Estetika. Filosofiya kul'tury [Tekst]: [sbornik: perevod] / Khose Ortega-i-Gasset ; [vstup. st. G.M. Fridlendera, s. 7–48]. — M.: Iskusstvo, 1991. — 586 s. — S. 315–319.

10. Tard G. Zakony podrazhaniya = (Les lois de l'imitation): per. s fr. / [Soch.] ZH. Tarda. — SPb.: F. Pavlenkov, 1892. — 370 s.

11. Tard G. Publika i tolpa: Etyud Gabrielya Tarda / per. F. Laternera. — SPb.: B-ka byvsh. Ivanova, 1899. — 48 s.

12. Freyd Z. Psikhologiya mass i analiz chelovecheskogo «YA» // Freyd Z. Izbrannoye. — Kn. 1. — M., 1990.

Во время ведения специальной военной операции, начатой Россией для защиты жителей ДНР и ЛНР от их уничтожения, стало очевидным, что законы управления массовым сознанием абсолютно операциональны, они работают и сегодня, хотя изменилось все — начиная от уровня информированности потребителей новостного контента до самих средств трансляции информации. Однако Г. Лебон [7], Г. Тард [10; 11], З. Фрейд [12], Л.Н. Войтоловский [2] писали в начале XX века не о СМИ как таковых — они исследовали массовое сознание. О том, что человек, находясь в толпе, утрачивает многие качества, присущие ему как индивидуальности, личности. Можно ли эти выводы столетней давности применять к современным процессам? Безусловно, можно. И связано это с тем, что процессы физиологии универсальны и человек как единица и человек в толпе — суть разные люди, так как их психология подчиняется различным законам — индивидуальным и коллективным.

Между тем, одним из наиболее значимых факторов, влияющих на сознание человека, является общество, и оно в начале XX века было принципиально иным по отношению к обществу XXI века. Сто лет назад индустриальное общество еще даже не вступило в стадию своего наиболее полного воплощения, однако все его черты можно было уже наблюдать. Это урбанизация, связанная с активным строительством заводов и фабрик; мощная миграция из деревни в город, неизбежно сопровождаемая маргинализацией населения и размыванием признаков локальных традиций; формирование нового исторического презентанта, в качестве которого выступила масса, нового сознания — массового, нового типа личности — массовизированного индивида.

В большинстве это были люди, обладающие лишь минимальным образованием, они читали газеты, дешевую литературу, изданную специально для не очень требовательных читателей. В годы борьбы с неграмотностью в Советской России для таких людей издавались брошюрки с содержанием романов Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского, городская песенность была ограничена по преимуществу жестоким романсом с кровавыми сюжетами о любви и ревности, примерно такими же были и первые фильмы. Насколько мощным было влияние СМИ в это время на массовое сознание? Гораздо меньшим, чем в информационную эпоху. Однако массовая культура постепенно формировала это сознание, легко поддающееся внешнему влиянию, не критическое, принимающее за правду то, что было в собственном опыте и поддавалось осмыслению на обыденном уровне. Это и было самое важное воздействие. Подготовленное таким образом сознание легко поддавалось убеждениям, лозунгам, воззваниям, речам, в которых, помимо безусловной истины, содержались и популистские высказывания.

Для Цитирования:
Костина Анна Владимировна, Массовое сознание: от индустриального — к информационному обществу. Ученый совет. 2022;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: