Во время ведения специальной военной операции, начатой Россией для защиты жителей ДНР и ЛНР от их уничтожения, стало очевидным, что законы управления массовым сознанием абсолютно операциональны, они работают и сегодня, хотя изменилось все — начиная от уровня информированности потребителей новостного контента до самих средств трансляции информации. Однако Г. Лебон [7], Г. Тард [10; 11], З. Фрейд [12], Л.Н. Войтоловский [2] писали в начале XX века не о СМИ как таковых — они исследовали массовое сознание. О том, что человек, находясь в толпе, утрачивает многие качества, присущие ему как индивидуальности, личности. Можно ли эти выводы столетней давности применять к современным процессам? Безусловно, можно. И связано это с тем, что процессы физиологии универсальны и человек как единица и человек в толпе — суть разные люди, так как их психология подчиняется различным законам — индивидуальным и коллективным.
Между тем, одним из наиболее значимых факторов, влияющих на сознание человека, является общество, и оно в начале XX века было принципиально иным по отношению к обществу XXI века. Сто лет назад индустриальное общество еще даже не вступило в стадию своего наиболее полного воплощения, однако все его черты можно было уже наблюдать. Это урбанизация, связанная с активным строительством заводов и фабрик; мощная миграция из деревни в город, неизбежно сопровождаемая маргинализацией населения и размыванием признаков локальных традиций; формирование нового исторического презентанта, в качестве которого выступила масса, нового сознания — массового, нового типа личности — массовизированного индивида.
В большинстве это были люди, обладающие лишь минимальным образованием, они читали газеты, дешевую литературу, изданную специально для не очень требовательных читателей. В годы борьбы с неграмотностью в Советской России для таких людей издавались брошюрки с содержанием романов Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского, городская песенность была ограничена по преимуществу жестоким романсом с кровавыми сюжетами о любви и ревности, примерно такими же были и первые фильмы. Насколько мощным было влияние СМИ в это время на массовое сознание? Гораздо меньшим, чем в информационную эпоху. Однако массовая культура постепенно формировала это сознание, легко поддающееся внешнему влиянию, не критическое, принимающее за правду то, что было в собственном опыте и поддавалось осмыслению на обыденном уровне. Это и было самое важное воздействие. Подготовленное таким образом сознание легко поддавалось убеждениям, лозунгам, воззваниям, речам, в которых, помимо безусловной истины, содержались и популистские высказывания.