По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 366.02 DOI:10.33920/nik-02-2102-03

«Массовое общество» и «гражданское общество» как понятия социальных наук: сущность и особенности

Макаревич Эдуард Федорович главный научный сотрудник Института фундаментальных и прикладных исследований МосГУ, проф. кафедры философии, культурологии и политологии АНО ВО «Московский гуманитарный университет», д-р социол. наук Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5, Эл. адрес: edward.makarevich@mail.ru
Карпухин Олег Иванович главный научный сотрудник Института фундаментальных и прикладных исследований АНО ВО «Московский гуманитарный университет», д-р социол. наук, проф., заслуженный деятель науки Российской Федерации, академик Международной академии наук (IAS, Инсбрук) Россия, 111395, г. Москва, ул. Юности, д. 5, Эл. почта: philosophy.mosgu@gmail.com

Для того чтобы обеспечить непротиворечивое развитие современных общественных систем, необходимо обеспечить существование в каждой стране не только непрерывного развития массового общества, но и его взаимодействия с обществом гражданским. Наличие такого общества является необходимым условием продвижения глобальных ценностей — внесуверенной демократии, рынка как мерила жизни, таланта, права, добра, духовности. Материал статьи может представлять интерес в рамках направлений подготовки «Международные отношения», «Политология», «Реклама и связи с общественностью».

Литература:

1. Грушин Б.А. Массовое сознание. — М.: Политиздат, 1987.

2. Есть ли будущее у капитализма? Сб. статей И. Валлерстайна, Р. Коллинза, М. Манна, Г. Дерлугьяна, К. Калхуна. / пер. с англ. под ред. Г. Дерлугьяна. — М.: Издательство Института Гайдара, 2015.

3. Маркузе Г. Одномерный человек. — М.: Refl-book, 1994.

4. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс [Электронный ресурс]. — URL: ttp://lib.ru/ FILOSOF/ORTEGA/ortega15.txt.

5. Полемика с Майковым [Электронный ресурс]. — URL: https://scibook.net/ istoriya-filosofii/polemika-maykovyim-72755.html.

6. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. — М.: Прогресс-Академия, 1992.

1. Grushin B.A. Massovoye soznaniye. — M.: Politizdat, 1987.

2. Yest' li budushcheye u kapitalizma? Sb. statey I. Vallerstayna, R. Kollinza, M. Manna, G. Derlug'yana, K. Kalkhuna. / per. s angl. pod red. G. Derlug'yana. — M.: Izdatel'stvo Instituta Gaydara, 2015.

3. Markuze G. Odnomernyy chelovek. — M.: Refl-book, 1994.

4. Ortega-i-Gasset KH. Vosstaniye mass [Elektronnyy resurs]. — URL: ttp://lib.ru/ FILOSOF/ORTEGA/ortega15.txt.

5. Polemika s Maykovym [Elektronnyy resurs]. — URL: https://scibook.net/istoriyafilosofii/polemika-maykovyim-72755.html.

6. Kheyzinga Y. Homo Ludens. V teni zavtrashnego dnya. — M.: Progress-Akademiya, 1992.

Что такое массовое общество? Массы — трудящееся большинство населения — на всех этапах исторического развития человечества являлись объектом борьбы, потому что выступали решающей силой социального прогресса. В течение XX столетия в определении понятия «массы» сталкивались два подхода: социологический и социально-психологический. Ряд исследователей, основываясь на теории толпы, разработанной Г. Лебоном, Г. Тардом и К. Юнгом, утверждают, что понятия «масса» и «толпа» идентичны.

Привлекательна позиция советского социолога Б.А. Грушина, считавшего, что «массы — это ситуативно возникающие (существующие) социальные общности, вероятностные по своей природе, гетерогенные по составу и статистические по формам выражения (функционирования)» [1, c. 174]. Близко этому и такое определение: масса — это объединение людей не по социально-классовому, а по функциональному, политико-психологическому признаку; в массу объединяются люди из разных слоев и классов, охваченные в тот или иной момент действием общих политико-психологических факторов. Но и здесь, по сути, имеется в виду тождественность массы и толпы. Есть еще одна своеобразная точка зрения, когда масса и народ признаются понятиями идентичными: подавляющее большинство населения, проживающего на территории одного государства, составляет народ, который можно характеризовать как массу. Исследователи, придерживающиеся этого взгляда, апеллируют к В.И. Ленину, который, по их мнению, использовал понятия «масса» и «народ» как синонимы. Но по Ленину, масса — это совокупность трудящихся, особенно наименее организованных и просвещенных. Масса делится на классы, считал он, и противополагать массу и классы можно, лишь противополагая громадное большинство, вообще не расчлененное по положению в общественном строе, категориям, занимающим особое положение в этом общественном строе.

Не сильно расходился с В.И. Лениным во взглядах на массу испанский философ X. Ортега-и-Гассет, который считал, что общество всегда было подвижным единством меньшинства и массы: «Меньшинство — это совокупность лиц, выделенных особыми качествами; масса — не выделенных ничем. Речь, следовательно, идет не только и не столько о «рабочей массе». Масса — это «средний человек» [4]. В сущности, чтобы ощутить массу как психологическую реальность, не требуется людских скопищ. По одному-единственному можно определить, масса это или нет. Масса — всякий и каждый, кто ни в добре, ни в зле не мерит себя особой мерой, а ощущает таким же, “как и все”, и не только не удручен, но доволен собственной неотличимостью» [4]. Потенциально масса существует в каждой стране, образуя большинство из огромного количества нейтральных, политически равнодушных людей.

Для Цитирования:
Макаревич Эдуард Федорович, Карпухин Олег Иванович, «Массовое общество» и «гражданское общество» как понятия социальных наук: сущность и особенности. Ученый совет. 2021;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: