Сегодня массовая культура рассматривается как феномен массового индустриального общества с характерными для него формами производства — заводского и фабричного, — предполагающего вовлечение в технологические процессы больших масс людей. Доказательство тому следующее. Поскольку цифровое информационное общество основано на ином ресурсе — ресурсе знания и информации, на новых технологиях и научных открытиях, индивидуализированном труде, а масса как социальный феномен перестает быть атрибутом этого типа социальной системы, соответственно, и массовая культура не может в нем существовать.
Аргумент теоретически безупречный, но тем не менее он приводит к неверному выводу. Несмотря на многочисленные прогнозы, массовая культура продолжает успешно функционировать и сегодня. Причем даже в общественных системах, наиболее близко подошедших к той стадии развития, которую исследователи обозначают как «информационное общество». Успешно развивается массовая культура и в тех обществах, которые только стремятся к построению «информациональной», по М. Кастельсу, экономики.
Для того чтобы понять, что есть массовая культура — зло или благо, необходимо понять, как она появилась и чем она является — формой, которая искусственно насаждается для получения экономической прибыли или ее появление было обусловлено историческим развитием.
Массовая культура появилась на рубеже XIX–XX вв. в ситуации системных сдвигов в экономике, политике, социальной сфере. Эти трансформации в европейской культуре указанного периода были комплексными — в экономической области они означали построение нового типа производства, основанного на сырье, капитале, конвейерном труде; в политической области они означали проведение ряда реформ, в том числе, образовательных, приведших к трансформациям в общественной системе; в социальной — формирование нового типа общественных отношений, где сословная замкнутость сменилась классовой мобильностью. Индустриализация, урбанизация, маргинализация создали условия для формирования нового субъекта исторического действия — массовизированного индивида.