По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378 DOI:10.33920/nik-02-2010-05

Массовая культура в современном обществе: функциональный подход. Научно-методические материалы по социальной философии

Костина Анна Владимировна директор Института фундаментальных и прикладных исследований, АНО ВО «Московский гуманитарный университет», д-р филос. наук, д-р культурол., проф., Россия, 111395, г. Москва, ул. Юности, 5, эл. почта: Anna_Kostina@inbox.ru

Сегодня в социальной философии доминирует точка зрения, согласно которой значимость массовой культуры все время уменьшается, что в скором времени должно привести к естественному умиранию этой культурной формы. Автор опровергает аргументы тех, кто скептически оценивает позиции массовой культуры в постиндустриальном и цифровом информационном обществе и показывает, что функциональная природа этого типа культуры позволяет ей успешно выполнять свою роль и в современных общественных системах. Материалы статьи могут быть полезны при подготовке курсов в рамках социальной философии.

Литература:

1. Адорно Г., Хоркхаймер М. Диалектика просвещения. М.-СПб., 1997.

2. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. М. : Прогресс, 1989.

3. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости / Избранные эссе. М., 1996.

4. Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. М., 2009.

5. Костина А.В., Кожаринова А.Р. Конструктивный социальный потенциал массовой культуры: специфика проявления в информационном обществе / ред. А.В. Костина. — М. : URSS, 2014.

6. Ландау Г. Сумерки Европы. Берлин, 1923.

7. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб. : Макет, 1995.

8. Маркузе Г. Одномерный человек: исследование идеологии развитого индустриального общества. М., 1994.

9. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

10. Путин В.В. Россия: национальный вопрос // Независимая газета. — 2012. — 23 янв. [Электронный ресурс]. URL: www.mak-prof.com/blog (дата обращения 03.10.2014).

11. Розанов В.В. Сочинения. Л., 1990.

12. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

13. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.

14. Фромм Э. Диагноз духовного недуга нашей эпохи. М., 1994.

15. Эко У. Полный назад! «Горячие войны» и популизм в СМИ. М., 2007.

16. Bell D. The End of Ideology. Glenon (JII), 1964.

Сегодня массовая культура рассматривается как феномен массового индустриального общества с характерными для него формами производства — заводского и фабричного, — предполагающего вовлечение в технологические процессы больших масс людей. Доказательство тому следующее. Поскольку цифровое информационное общество основано на ином ресурсе — ресурсе знания и информации, на новых технологиях и научных открытиях, индивидуализированном труде, а масса как социальный феномен перестает быть атрибутом этого типа социальной системы, соответственно, и массовая культура не может в нем существовать.

Аргумент теоретически безупречный, но тем не менее он приводит к неверному выводу. Несмотря на многочисленные прогнозы, массовая культура продолжает успешно функционировать и сегодня. Причем даже в общественных системах, наиболее близко подошедших к той стадии развития, которую исследователи обозначают как «информационное общество». Успешно развивается массовая культура и в тех обществах, которые только стремятся к построению «информациональной», по М. Кастельсу, экономики.

Для того чтобы понять, что есть массовая культура — зло или благо, необходимо понять, как она появилась и чем она является — формой, которая искусственно насаждается для получения экономической прибыли или ее появление было обусловлено историческим развитием.

Массовая культура появилась на рубеже XIX–XX вв. в ситуации системных сдвигов в экономике, политике, социальной сфере. Эти трансформации в европейской культуре указанного периода были комплексными — в экономической области они означали построение нового типа производства, основанного на сырье, капитале, конвейерном труде; в политической области они означали проведение ряда реформ, в том числе, образовательных, приведших к трансформациям в общественной системе; в социальной — формирование нового типа общественных отношений, где сословная замкнутость сменилась классовой мобильностью. Индустриализация, урбанизация, маргинализация создали условия для формирования нового субъекта исторического действия — массовизированного индивида.

Для Цитирования:
Костина Анна Владимировна, Массовая культура в современном обществе: функциональный подход. Научно-методические материалы по социальной философии. Ученый совет. 2020;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: