Проанализировать масштабы теневой экономики в действительности является очень непосильной задачей. Все это потому, что теневая экономика существует не на виду и носит скрытый характер, рождаясь в попытке избежать и скрыться от существующих законов и правил, получить большую выгоду. За неимением реальных и точных данных, большого количества точных объемов весьма трудоемким процессом оказывается оценка реальных размеров нелегальной деятельности. В таких случаях ученым в области экономики приходится прибегать к другим способам, пользоваться косвенными методами, которые дают возможность хотя бы относительно предположить и оценить размеры и ее влияние на экономику.
Немногие страны включают показатели теневой экономики в конечные результаты ВВП, однако СНС 2008 г. (SNA) призывает к обратному. Система национальных счетов (СНС) 2008 г. — это статистическая основа, которая обеспечивает всеобъемлющий, последовательный и гибкий набор макроэкономических счетов для целей разработки политики, анализа и исследований1. Конечный объем ВВП нужен, к примеру, Федеральному резервному банку США, для того чтобы разработать дальнейшую денежно-кредитную политику, установить процентную ставку. Соответственно, если значение ВВП неточное, то некоторые последствия решений правительства, основанные на цифрах ВВП, могут негативно повлиять на экономику страны.
Если обращаться непосредственно к США, то фирмы черного рынка (производящие незаконные товары и услуги) не учитываются в BEA (Бюро экономического анализа США или Министерство торговли США), в то время как фирмы серого рынка (производящие легальные товары без соблюдения всех применимых правил, выполнения налоговых норм) включены в бюро с полностью юридическими фирмами в действующие NIPAs. National Income and Product Accounts — это счета доходов и продуктов, которые являются частью национальных счетов США. В свою очередь, их выпускает упомянутое выше бюро, BEA. Это одни из самых главные источников информации об экономической активности в Соединенных Штатах.