По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339

Масштабы теневой экономики США

Акимова М. В. ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова», 117997, Российская Федерация, г. Москва, Стремянный пер., д. 36, e-mail: margarita0135@mail.ru

Хотя теневая экономика является давней проблемой, за последнее десятилетие многие налоговые администрации активизировали свои усилия по выявлению и решению различных ее аспектов. Хотя стоит заметить, что с каждым годом неформальная деятельность все больше изменяется и адаптируется. В статье автор раскрывает современную специфику теневой экономики на примере США.

Литература:

1. Методы борьбы с незаконной иммиграцией (опыт США, Евросоюза и России)» [Электронный ресурс]. — URL: http://xn--h1aauh.xn--p1ai/wp-content/uploads/2021/08/ Polis-2021-2-Ryazantsev.pdf (дата обращения: 26.04.2022).

2. Соловейчик, Р. Включая Незаконную деятельность в Национальных экономических счетах США [Электронный ресурс]. — URL: file:///Users/margarita/Downloads/ session-iv-soloveichik.PDF (дата обращения: 13.04.2022).

3. Committee for a Responsible Federal Budget» [Электронный ресурс]. — URL: https:// www.crfb.org/blogs/primer-understanding-tax-gap (дата обращения: 20.04.2022).

4. Development of the Shadow Economy of 36 OECD Countries over 2003 — 2021: Due to the Corona Pandemic a Strong Increase in 2020 and a Modest Decline in 2021 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.fm.gov.lv/lv/media/10381/download (дата обращения: 13.04.2022).

5. UN DESA, 2020 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.migrationdataportal. org/international-data?i=stock_abs_&t=2020&cm49=840 (дата обращения: 13.04.2022).

1. Metody borby s nezakonnoi immigratsii (opyt SShA, Evrosoiuza i Rossii) [Methods of combating illegal immigration (experience of the USA, the European Union and Russia)]. Available at: http://xn--h1aauh.xn--p1ai/wp-content/uploads/2021/08/Polis-2021-2Ryazantsev.pdf (accessed: 26.04.2022). (In Russ.)

2. Rachel Soloveitchik "Vkliuchaia Nezakonnuiu deiatelnost v Natsionalnykh ekonomicheskikh schetakh SShA" [Including illegal activities in the US national economic accounts]. Available at: file://Users/margarita/Downloads/session-iv-soloveichik.PDF (accessed: 13.04.2022). (In Russ.)

3. Committee for a Responsible Federal Budget. Available at: https://www.crfb.org/ blogs/primer-understanding-tax-gap (accessed: 20.04.2022).

4. Development of the Shadow Economy of 36 OECD Countries over 2003–2021: Due to the Corona Pandemic a Strong Increase in 2020 and a Modest Decline in 2021. Available at: https://www.fm.gov.lv/lv/media/10381/download (accessed: 13.04.2022).

5. UN DESA, 2020. Available at: https://www.migrationdataportal.org/internationaldata?i=stock_abs_&t=2020&cm49=840 (accessed: 13.04.2022).

Проанализировать масштабы теневой экономики в действительности является очень непосильной задачей. Все это потому, что теневая экономика существует не на виду и носит скрытый характер, рождаясь в попытке избежать и скрыться от существующих законов и правил, получить большую выгоду. За неимением реальных и точных данных, большого количества точных объемов весьма трудоемким процессом оказывается оценка реальных размеров нелегальной деятельности. В таких случаях ученым в области экономики приходится прибегать к другим способам, пользоваться косвенными методами, которые дают возможность хотя бы относительно предположить и оценить размеры и ее влияние на экономику.

Немногие страны включают показатели теневой экономики в конечные результаты ВВП, однако СНС 2008 г. (SNA) призывает к обратному. Система национальных счетов (СНС) 2008 г. — это статистическая основа, которая обеспечивает всеобъемлющий, последовательный и гибкий набор макроэкономических счетов для целей разработки политики, анализа и исследований1. Конечный объем ВВП нужен, к примеру, Федеральному резервному банку США, для того чтобы разработать дальнейшую денежно-кредитную политику, установить процентную ставку. Соответственно, если значение ВВП неточное, то некоторые последствия решений правительства, основанные на цифрах ВВП, могут негативно повлиять на экономику страны.

Если обращаться непосредственно к США, то фирмы черного рынка (производящие незаконные товары и услуги) не учитываются в BEA (Бюро экономического анализа США или Министерство торговли США), в то время как фирмы серого рынка (производящие легальные товары без соблюдения всех применимых правил, выполнения налоговых норм) включены в бюро с полностью юридическими фирмами в действующие NIPAs. National Income and Product Accounts — это счета доходов и продуктов, которые являются частью национальных счетов США. В свою очередь, их выпускает упомянутое выше бюро, BEA. Это одни из самых главные источников информации об экономической активности в Соединенных Штатах.

Для Цитирования:
Акимова М. В., Масштабы теневой экономики США. Валютное регулирование. Валютный контроль. 2022;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: