По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 656.2.08:001

Масштабирование безопасности на железнодорожном транспорте

В. М. Рудановский канд. техн. наук, E-mail: rudanovsckyv@yandex.ru

Рассматривается процесс расширения сферы приоритетов в области безопасности, названный масштабированием безопасности, который на современном этапе развития железнодорожного транспорта распространяется на такие виды безопасности, как информационная безопасность, безопасность научно-технологического развития) и экономическая безопасность. Обосновывается важность первостепенного соблюдения требований к этим видам безопасности в холдинге «РЖД» в настоящее время. Отмечается, что их, как и многие другие виды безопасности, объединяют общие подходы и инструменты, направленные на их обеспечение и развитие через системы менеджмента и культуру безопасности, а также некоторые общие технологии, особенно — информационно-коммуникационные. Предлагается создание в структуре аппарата управления ОАО «РЖД» подразделения, которое вело бы непрерывную работу по вопросам масштабирования безопасности.

Литература:

1. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. №646.

2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. №400.

3. Виталий Мосеев. РЖД помогают укреплять технологическую безопасность страны / URL: (дата обращения 07.11.2023).

4. РЖД под атакой. — 06.10.2023 / URL: https://www.connect-wit.ru (дата обращения 12.11.2023).

5. О дополнительных мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 1 мая 2022 г. №250.

6. Очередное заседание Совбеза Путин посвятил информационной безопасности. — 10 ноября 2023 г. / URL: https://rbc.ru/rbcfreenews/654e111a9a79470ef732961c (дата обращения 14.11.2023).

7. Рудановский В.М. О безопасности функционирования искусственного интеллекта // «Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте». — 2023. — №2 — C. 4–13.

8. Рудановский В.М. Природоподобные и НБИКС-технологии и безопасность // «Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте». — 2023. — №5 — C. 3–17.

9. Рудановский В.М. Квантовые технологии для железнодорожной безопасности // «Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте». — 2023. — №6 — C. 4–11.

10. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. Утверждены приказом Минтранса России от 23 июня 2022 г. №250.

11. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. №208.

12. Что такое ERP / URL: https://www.sap.com/central-asia-caucasus/products/erp.html (дата обращения 07.11.2023).

13. Грудинина К.А. Значение экономической безопасности и ее влияние на экономическую устойчивость холдинга «РЖД» и других транспортных компаний / «Транспортное дело России» (Transport Business in Russia). — 2014. — №2. — С. 150-152 / URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ (дата обращения 07.11.2023).

14. Российские железные дороги (миграция на российскую ERP-систему) / URL: https://www. tadviser.ru/index.php (дата обращения 07.11.2023).

15. РЖД предлагают крупнейшим российским компаниям объединить усилия для создания национальной ERP-системы корпоративного уровня. — 17.11.2022 / URL: https://company.rzd.ru/ ru/9397 (дата обращения 07.11.2023).

Безопасность становится предметом настолько глубокого анализа, постоянного учета в повседневной деятельности и серьезного стратегического планирования, что стала объектом воздействия для ее соблюдения на международном, федеральном, региональном, отраслевом и корпоративном уровнях. В структуру больших хозяйствующих субъектов Российской Федерации на всех уровнях их управления встроены структурные подразделения, основные права и обязанности которых — организация работы в области безопасности и внутренний контроль за ее состоянием.

В ОАО «РЖД» как в системообразующей компании холдинга «РЖД» такие структурные подразделения нацелены на сопровождение обеспечения самых разных видов безопасности. Они существуют на всех 3-х уровнях управления ОАО «РЖД» — от аппарата управления всей компанией до линейных предприятий (рис. 1).

В последние годы ими проделана значительная работа по созданию и совершенствованию систем менеджмента (управления) безопасности (СМБ) и культуры безопасности, а также развитию техники, технологий и кадров в интересах безопасности. В настоящее время деятельность всех подразделений ОАО «РЖД» по поддержанию функционирования СМБ и повышению зрелости культуры безопасности приобрела устойчивый характер применительно ко всем видам безопасности.

Вместе с тем существующие неблагоприятные факторы, обусловленные проявлением внутренних и внешних угроз стабильности развития, заставляют провести переоценку приоритетов и предпринять дополнительные, иногда неординарные меры для того, чтобы не допустить опасности реализации этих угроз. Естественно, незыблемым приоритетом остаются те виды безопасности, нарушения которых непосредственно ведут к риску утраты жизни или здоровья людей: безопасность труда, безопасность движения поездов и маневровой работы, промышленная, пожарная, транспортная, экологическая безопасность.

Тем не менее современные реалии заставляют обратить самое серьезное внимание на обеспечение других видов безопасности и даже в какой-то период дать их развитию некоторые преимущества. Предлагаемый процесс расширения сферы приоритетов в области безопасности можно назвать масштабированием безопасности. На современном этапе развития железнодорожного транспорта такое масштабирование следует распространить на такие виды безопасности, как:

Для Цитирования:
В. М. Рудановский, Масштабирование безопасности на железнодорожном транспорте. Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. 2024;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: