Конструкция «легковых» и «грузовых» фильтров принципиально не различается: корпус, фильтрующая штора, клапаны… Да, бумага для шторы разная, если речь о тяжелом грузовом дизеле. И пропитка бумаги чуть другая. И клапаны настраиваются по-иному. Но на классификацию систем очистки это не влияет.
От чистоты моторного масла зависят ресурс и надежность ДВС, а также его мощностные и экологические показатели. Важна и экономия моторных масел — они сегодня недешевы, а срок их службы напрямую зависит от степени загрязнения.
Загрязняющие примеси делятся на две основные группы: органические и неорганические. Органические образуются в результате неполного сгорания топлива, а также термического разложения, окисления и полимеризации масла. Свою лепту вносят реакции с участием соединений серы и воды, а влага в двигателе есть всегда — вспомним о вездесущем конденсате. А неорганические примеси — это банальная пыль, технологические загрязнения из-за небрежной сборки мотора, частицы механического износа деталей, а также продукты сработавшихся зольных присадок.
Теперь о специфике загрязнения масла в дизеле, в частности мощном грузовом. Даже в современных дизельных моторах при сгорании топлива образуется некоторое количество сажи. Часть ее уносится с отработавшими газами, а часть попадает из камеры сгорания в масло. Чем это плохо? Во-первых, резко ускоряется старение масла. Во-вторых, частицы сажи быстро разносятся по двигателю, откладываясь на деталях и грозя забить масляные каналы. В-третьих, сажа препятствует действию противоизносных присадок.
Для уменьшения отложений сажу необходимо поддерживать во взвешенном мелкодисперсном состоянии. Поэтому в дизельные масла вводят большое количество диспергирующих присадок — дисперсантов. Но тут начинается другая неприятность. Дизели старых конструкций оснащены центробежными маслоочистителями (центрифугами). Они неплохо справляются с крупными загрязняющими частицами, но неэффективно очищают масло от мелкодисперсной сажи.