По первому вопросу повестки — базовая технологическая организационная модель системы маркировки товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе и введение маркировки в отношении отдельных групп товаров — выступила Наталья Ляхова, заместитель директора Департамента таможенно-тарифного и нетарифного регулирования Евразийской экономической комиссии. Она пояснила, что базовая модель системы маркировки разработана в целях реализации Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС, заключенного 2 февраля 2018 г. Базовая модель была утверждена решением Совета ЕЭК от 05.03.2021 № 19 и вступила в силу 15 мая 2021 г. Этот документ определяет унифицированные подходы при введении в Союзе маркировки товаров. В основном они предназначены для внутренней торговли, однако некоторые положения относятся к импорту, в том числе обязательная передача сведений в рамках трансграничной торговли, то есть при перемещении, например, в Белоруссию товара, ранее ввезенного в РФ с территории третьей страны, обязательно информирование соответствующего национального оператора о факте импорта с указанием номера декларации. Еще одна норма разъясняет порядок введения в оборот товара, маркированного на территории другого государства Союза. Завершая свое выступление, Наталья Ляхова напомнила, что сегодня действуют шесть решений о маркировке товаров (обуви; шин и покрышек; фотокамер, духов и парфюмерии; отдельных товаров легкой промышленности; молочной продукции), еще два решения рассматриваются ЕЭК (о введении маркировки упакованной воды, велосипедов и велосипедных рам). Кроме того, в ЕЭК поступило уведомление от российской стороны о намерении ввести маркировку ювелирных изделий, что потребует разработки отдельного порядка, так как положения базовой модели не распространяются на ювелирные изделия. После окончания доклада Натальи Ляховой модератор круглого стола Георгий Петров, председатель Совета ТПП России по таможенной политике, задал вопрос: не создается ли сегодня новый барьер для предпринимательской деятельности? Ведь требование о маркировке до поступления товара на таможенную территорию страны создает неравные конкурентные условия в рамках Союза. Докладчица ответила, что изначально при разработке Соглашения о маркировке товаров Комиссия априори исходила из такого подхода, что маркировку будут внедрять одновременно во всех странах-членах, поскольку целью данного процесса является обеспечение легальности оборота товаров на едином рынке ЕАЭС и базовая модель, собственно, и принималась для выравнивания конкурентных условий. Однако на практике не все государства Союза оказались готовы сразу вводить маркировку, поэтому сроки введения маркировки на те или иные товары в странах-членах разные. В связи с этим риск перетока немаркированного товара между государствами ЕАЭС в настоящее время есть, признала Наталья Ляхова.