Маркетинг является одним из ключевых инструментов для развития строительного сектора, организации из этой отрасли уже осознали его важность и актуальность и активно используют его методы для достижения своих целей в системе управления. Маркетинговые инструменты являются гибким и эффективным способом мониторинга потребностей клиентов и их удовлетворения. При этом строительный бизнес имеет ряд специфических особенностей, что требует разработки специальных маркетинговых стратегий для продвижения в этой отрасли. В рамках данной статьи были изучены наиболее актуальные и востребованные маркетинговые инструменты, которые используются в строительной отрасли и выделен положительный опыт их использования, который мог бы использоваться современными организациями для выстраивания собственных стратегий. Результаты проведенного исследования позволили разработать универсальную модель целостной маркетинговой стратегии с пошаговым исполнением.
Маркетинг — это одна из функций управления, его главная задача заключается в выстраивании долгосрочных отношений с клиентами, обеспечении их лояльности, укреплении конкурентоспособности, достижении необходимого уровня рентабельности бизнеса. Маркетинг широко используется и хорошо развит в промышленной сфере, однако в строительстве его инструменты применяются недостаточно активно. Этим объясняется недостаточность информации относительно использования механизмов маркетинга в строительной сфере среди научно-практических работ.
Одной из главных трудностей, с которой сталкиваются исследователи, является задача определения понятия «продукт» в строительстве. Строительная отрасль обладает принципиальными отличиями от промышленности: «продуктом» строительных компаний является нечто среднее между продуктом и услугой, ключевым измерителем продукта является объект, причем его размеры, стоимость реализации и другие критерии являются уникальными для каждого заказа. Кроме того, компании сталкиваются с различиями между частными клиентами и государственными заказами. Маркетинг в строительстве должен учитывать все эти особенности, а также брать во внимание культурные различия, если реализация проекта осуществляется на международном уровне.