По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.61:614.2 DOI:10.33920/med-17-2408-06

Маркеры здравоохранения: научно-правовая среда медицинского вуза

Виктор Аркадьевич Лебедев канд. экон. наук, заведующий Учебно-проектной лабораторией междисциплинарного развития ИТ-компетенций, ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 117997, Россия, г. Москва, Стремянный пер., 36, E-mail: lebedev.var@rea.ru, ORCID: 0000-0003-2748-6234
Елена Ивановна Лебедева канд. юрид. наук, доцент кафедры права, эксперт Некоммерческого партнерства «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России», 125009, Россия, г. Москва, ул. Тверская, д. 22б, стр. 3, E-mail: avpra@mail.ru, ORCID: 0000-0001-5197-1913

Статья отмечает и детально рассматривает важный в настоящее время инструмент здравоохранения, обеспечивающий подготовку высококвалифицированных кадров, — научно-исследовательскую работу, проводимую в медицинском вузе. В майском 2024 года указе Президента Российской Федерации определены стратегические цели развития социальной сферы, стоящие перед отечественным здравоохранением и касающиеся, в частности, укрепления здоровья людей, увеличения продолжительности здоровой жизни, своевременной профилактики заболеваний, повышения уровня удовлетворенности участников специальной военной операции условиями для медицинской реабилитации. Проведен анализ особенностей правового сопровождения научных кадров медицинских вузов, участвующих в подготовке высококвалифицированных врачей, которые призваны непосредственно решать указанные выше задачи, не только обладая теоретическими знаниями, но и пройдя научно-практическую подготовку.

Литература:

1. Указ Президента РФ от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» [Электронный ресурс]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_475991/.

2. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [Электронный ресурс]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129344/.

3. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 05.08.2021 № 715 «Об утверждении перечня должностей научных работников, подлежащих замещению по конкурсу, и порядка проведения указанного конкурса» [Электронный ресурс]. — URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=400674.

4. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 05.08.2021 № 714 «Об утверждении Порядка проведения аттестации работников, занимающих должности научных работников» [Электронный ресурс]. — URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/402724517/.

5. Булатов Р.А. Развитие науки и образования: новые подходы и актуальные исследования в медицинской науке / В сб.: Развитие науки и образования: новые подходы и актуальные исследования. Сборник научных трудов по материалам XXXIX Международной научно-практической конференции. — Анапа, 2023. — С. 5–8 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54977227.

6. Койков В.В., Умбетжанова А.Т., Аканов А.Б., Абдуажитова А.М., Аубакирова А.С., Отаргалиева Д.Д. Оценка результативности и конкурентоспособности научной и инновационной деятельности организаций медицинской науки и медицинских вузов // Journal of Health Development. — 2020. — Т. 1, № 35. — С. 4–23 [Электронный ресурс]. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44188741.

7. Кропачев Н.М., Еремеев В.В., Попов А.В. Разработка системы показателей эффективности образовательной и научной деятельности профессорско-преподавательского состава: опыт Санкт-Петербургского государственного университета // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. — 2023. — Т. 22, № 2. — С. 133–150 [Электронный ресурс]. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54123722.

8. Михайлова Е.А., Фатеева Т.А., Лискова Е.В., Бибарцева Е.В., Соколова О.Я., Укубаева Д.Г., Ракипова И.Р., Ахмерова Г.А. Научно-исследовательская работа студентов медицинских вузов как важный этап профессиональной подготовки врача / В сб.: Медицинское образование. Пути повышения качества. Сборник научных статей IV Всероссийской научно-педагогической конференции с международным участием. — Оренбург, 2022. — С. 214–218 [Электронный ресурс]. — URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=49441542.

9. Саурина О.С., Плотникова И.Е., Филозоп А.А., Берлева С.Ю. Формирование информационно-коммуникационной компетенции научно-педагогических работников медицинского вуза / В сб.: Актуальные вопросы высшей медицинской школы. Материалы научно-практического семинара. — 2020. — С. 116–118 [Электронный ресурс]. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=4254945.

1. Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2024 No. 309 “On the national development goals of the Russian Federation for the period until 2030 and for the future until 2036” [Electronic resource]. — Access mode: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_475991/.

2. Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2012 No. 597 “On measures to implement state social policy” [Electronic resource]. — Access mode: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129344/.

3. Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation “On approval of the list of positions of scientific workers to be filled through a competition, and the procedure for conducting the said competition” dated August 5, 2021 No. 715 [Electronic resource]. — Access mode: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=400674.

4. Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation “On approval of the Procedure for certification of employees holding scientific positions” dated August 5, 2021 N 714 [Electronic resource]. — Access mode: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402724517/.

5. Bulatov R.A. Development of science and education: new approaches and current research in medical science / In the collection: Development of science and education: new approaches and current research. collection of scientific papers based on the materials of the XXXIX International Scientific and Practical Conference. Anapa, 2023. Р. 5–8 [Electronic resource]. — Access mode: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54977227.

6. Koikov V.V., Umbetzhanova A.T., Akanov A.B., Abduazhitova A.M., Aubakirova A.S., Otargalieva D.D. Assessing the effectiveness and competitiveness of scientific and innovative activities of medical science organizations and medical universities // Journal of Health Development. 2020. T. 1. No. 35. P. 4–23 [Electronic resource]. — Access mode: https:// elibrary.ru/item.asp?id=44188741.

7. Kropachev N.M., Eremeev V.V., Popov A.V. Development of a system of indicators of the effectiveness of educational and scientific activities of teaching staff: the experience of St. Petersburg State University / Bulletin of St. Petersburg University. Management. 2023. T. 22. No. 2. P. 133–150 [Electronic resource]. — Access mode: https://elibrary.ru/item.asp?id=54123722.

8. Mikhailova E.A., Fateeva T.A., Liskova E.V., Bibartseva E.V., Sokolova O.Ya., Ukubaeva D.G., Rakipova I.R., Akhmerova G.A. Research work of medical students as an important stage in the professional training of a doctor / In the collection: Medical education. ways to improve quality. collection of scientific articles of the IV All-Russian Scientific and Pedagogical Conference with international participation. Orenburg, 2022. Р. 214–218 [Electronic resource]. — Access mode: https://elibrary.ru/item.asp?id=49441542.

9. Saurina O.S., Plotnikova I.E., Filozop A.A., Berleva S.Yu. Formation of information and communication competence of scientific and pedagogical workers of a medical university / In the collection: Current issues of higher medical school. Materials of the scientific and practical seminar. 2020. Р. 116–118 [Electronic resource]. — Access mode: https:// elibrary.ru/item.asp?id=4254945.

Подготовка высококвалифицированных медицинских кадров является ключевой для сферы здравоохранения, определяющей уровень развития его кадрового потенциала. Для этого в образовательном процессе медицинского вуза традиционно соединяются теоретические занятия, в частности изучение принципов доказательной медицины, выработка практических навыков и участие в вузовской научно-исследовательской деятельности. Только такой комплексный подход в медицинском образовании позволит выпускникам расширить свой кругозор, оптимизировать практические навыки, реализовать творческие способности, что в конечном счете повысит профессиональный уровень практикующего врача.

Указом Президента РФ от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» [1] были намечены основные направления, касающиеся сферы здравоохранения и включающие такие социальные аспекты, как укрепление здоровья людей, увеличение продолжительности здоровой жизни, сокращение продолжительности временной нетрудоспособности граждан в трудоспособном возрасте, своевременная профилактика заболеваний, медицинская реабилитация участников специальной военной операции, создание единой цифровой платформы, способствующей формированию, поддержанию и сохранению здоровья человека на протяжении всей его жизни, а также оказанию социально значимых государственных услуг в электронной форме в проактивном режиме (то есть без обращения заявителя).

Вместе с тем поставлена задача обеспечить рост доходов работников бюджетного сектора экономики. Так, с 2027 года должны быть внедрены апробированные в регионах новые системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений медицины. Отметим, что данные целевые показатели являются прямым продолжением и развитием положений Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [2].

Сложившаяся правовая среда осуществления медицинским вузом научной деятельности обусловлена уровнем регулирования правового положения научных работников, в том числе состоянием правовой регламентации конкурсного отбора, предшествующего заключению или продлению трудового договора с научным работником медицинского вуза.

Для Цитирования:
Виктор Аркадьевич Лебедев, Елена Ивановна Лебедева, Маркеры здравоохранения: научно-правовая среда медицинского вуза. Бухучет в здравоохранении. 2024;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: