По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Манипуляция толпой: неслучайные случайности и тайные закономерности

«Привычка свыше нам дана — замена счастию она…», — т ак писал Пушкин о самостоятельной силе привычки и её стойкой укоренённости в жизни человека, связанной в том числе и с приятными её сторонами. Идеология флешмоба, направленная на внедрение в массы новых привычек общественного поведения, не имеет аналогов в мировой истории коммуникаций и использует весь спектр особенностей мировосприятия современного человека, воспитанного не родителями и живым общением, а гаджетами.

Английское слово «флешмоб» буквально переводится как «толпа-вспышка»: (fl ash — «вспышка», mob — «толпа»).

Сегодня это словосочетание означает заранее спланированную массовую акцию, организованную через современные быстродействующие средства коммуникации, в которой большая группа людей внезапно появляется в общественном месте, в течение нескольких минут синхронно выполняет заранее оговоренные действия (называются сценарием), а затем быстро расходится в разные стороны, не разговаривая друг с другом.

Включившись в это модное движение, как в забавную игру, со временем человек привыкает ко всему хорошему, что она несёт в себе, и в поисках приятных ощущений легко присоединяется к участию в новых проектах.

Приятная их сторона состоит в том, что многими людьми задание, полученное в соцсетях, будет рассматриваться, как развлечение, приятный пустячок, просто «движуха» на языке молодёжи. Например, на крыльце телеграфа под солнечным небом одновременно раскрыть зонтики от дождя и сказать одну и ту же фразу… Или обрисовать на земле всё подряд: лавочки, люки, скамейки, мусор, бутылку… Или компанией неизвестных тебе людей вымыть машины, припаркованные неправильно…

Кому-то флешмоб будет щекотать нервы нарушением обыденного хода жизни, острыми ощущениями от обретённой «свободы», раскрепощённости, преодоления общественных стереотипов поведения.

Кто-то порадуется тому впечатлению, которое произведёт акция на окружающих: их изумлению, ступору, возмущению, укоризне.

Флешмоб подарит всем участникам чувство причастности к общему делу, а это по силе воздействия сродни эффекту от групповой психологии.

Кто-то получит шанс для самоутверждения, увидит в этом возможность испытать себя: «Смогу ли я побороть свою стеснительность и выполнить задание на людях?».

Практиковать флешмобы начали сразу после того, как в 2002 году вышла книга Рейнольда Smart Mobs: The Next Social Revolution — («Умная толпа: следующая социальная революция»), в которой автор предсказывал, почему и как люди будут использовать новые возможности мобильной связи для внедрения революционных изменений в жизнь.

Для Цитирования:
Манипуляция толпой: неслучайные случайности и тайные закономерности. ЗАГС. 2020;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: