Рыночные отношения предполагают существование предприятий различных размеров и форм собственности. Инновационная деятельность и малое предпринимательство в ряде стран представляют собой чуть ли не основную составляющую в устойчивом развитии экономики. Именно малому предпринимательству в этих странах отводится значительная роль в сфере проведения и развития научной и инновационной деятельности.
Поэтому роль малых форм предпринимательства в инновационной деятельности представляет определенный интерес, и этому направлению деятельности должно уделяться особое внимание. Это обусловлено еще и тем, что именно малые предприятия отличаются высокой оперативностью в принятии решений, быстрой адаптацией к воздействиям внешних факторов, высокой оборачиваемостью средств, небольшими расходами по управлению, а также восприимчивостью к нововведениям в производственной и управленческой сферах деятельности.
Малое предпринимательство в инновационной сфере является одним из структурных элементов экономических бизнес-моделей и питательной средой для системных изменений в технологии и социальных отношениях. Малые инновационные предприятия в лице их наиболее динамичных и успешных представителей выступают для экономики стран, с одной стороны, испытательным бизнес-полигоном, а с другой — отличным фундаментом, на основе которого осуществляют свою деятельность и более крупные компании. Это отвечает национальным интересам страны.
Ключевым содержанием региональных программ поддержки развития малого инновационного предпринимательства (МИП) являются приоритетные направления формирования инновационной инфраструктуры, механизмов поддержки МИП и инвестиционных проектов их развития.
Основной целью малого инновационного предприятия как коммерческой организации является получение прибыли на основе внедрения в производство научно-технических разработок (НТР) и выпуска продукции.
Известно, что далеко не все предприятия и компании готовы к внедрению результатов инновационной деятельности из-за высокой стоимости нового оборудования, материалов, необходимости расходов на внедрение в производство новых видов продукции, увеличения затрат на зарплату новым квалифицированным кадрам и других причин. Многие предприятия, стремясь к максимизации прибыли, идут по пути уменьшения себестоимости продукции за счет снижения ее качества, а это зачастую приводит к снижению спроса на выпускаемую продукцию.