По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 65.01

Малоизвестные принципы принятия решений

Дэвид А. Г профессор, преподаватель бизнес-администрирования в Гарвардской школе бизнеса (программа Роберта и Джейн Сайзик). Автор книг по общему менеджменту и оперативной стратегии,
Майкл Роберто (Michael A. Roberto) преподаватель Гарвардской школы бизнеса, Гарвардская школа бизнеса (Бостон, штат Массачусетс, США ) — филиал Гарвардского университета

Как сделать процесс принятия решений в предпринимательстве и крупномасштабном промышленном производстве более эффективным и управляемым, какой подход выбрать, учитывая специфику предприятия (компании), его опыт и традиции — эти вопросы всегда будут оставаться актуальными для руководителей этих предприятий и компаний. Поэтому данная статья помещена в рубрику «Управление производством», а на знакомые и неизвестные факторы управления предлагается взглянуть с несколько необычной точки зрения. Принятие решений — важнейшая задача топ-менеджера. И именно в этом деле особенно велик риск совершить ошибку.

Литература:

1. Чан К., Моборн Р. Честный процесс: менеджмент экономики знаний // Fair Process: Managing in the Knowlege Economy. — HBR. — Июль-август, 1997.

Руководители и лидеры по разному реализуют свои властные полномочия и определяют стратегию и мотивируют персонал. Но об эффективности руководителя (лидера) судят и по тому, насколько его итоговые решения соответствуют потребностям производства. Между тем можно только удивляться, что многие руководители принимают решения, не рассмотрев все возможные варианты или недостаточно оценив их. Наше многолетнее исследование показывает, что в результате таких скоротечных решений лидеры часто действуют неверно.

Чем это объяснить? Большинство предпринимателей и производственников относятся к принятию решений как к отдельному событию и единоразовому выбору, который делается в определенный момент: при проведении заседаний и совещаний или в процессе переговоров с поставщиками и контрагентами, или сидя за столом при беглом ознакомлении с документами.

Однако для выработки оптимальных решений этого бывает далеко не достаточно. Считается, что руководитель должен уметь сформировать свое мнение, опираясь на опыт, интуицию и точные данные. Допустим, нужно решить, стоит ли отказываться от продукта, который плохо продается. Руководитель, привыкший к решениям как к «событиям», проанализирует ситуацию, посоветуется с коллегами, изучит отчеты, еще раз взвесит все «за» и «против», и в конце концов, остановившись на окончательном мнении, отдаст распоряжение. Если руководители принимают решения таким образом, они не рискуют принять решение без учета многих на первый взгляд второстепенных или несущественных факторов, а именно без учета социальных условии, в которых функционирует предприятие (компания), и особенностей его организационной структуры и т. д., что в итоге определяет успех любого решения.

На самом деле выработка окончательного мнения для принятия решения — процесс, который может продолжаться неделями, месяцами и даже годами. Он может сопровождается внешними обстоятельствами (политическими условиями), борьбой за лидерство внутри предприятия (компании), сложившейся внутри предприятия (компании) трудовой атмосферой, на выработку решения могут влиять индивидуальные особенности личности руководителя и история компании. Этот процесс невозможно представить себе без жарких дискуссий, и, когда дело доходит до реализации решения, принятые руководителем как лидером пути развития или изменений должны поддержать на всех уровнях предприятия.

Для Цитирования:
Дэвид А. Г, Майкл Роберто (Michael A. Roberto), Малоизвестные принципы принятия решений. Главный инженер. Управление промышленным производством. 2018;1-2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала