По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

«Маленький самолётик с красивыми крыльями…». 55 лет назад совершил первый полёт самолёт-«бесхвостка» МиГ-21И — «аналог» с крылом переменной стреловидности

Шулика Н.А. научный сотрудник научно-зкспозиционного отдела ЦМ ВВС

Любопытную картину пришлось наблюдать на недавнем Дне открытых дверей в Центральном музее Военно-воздушных сил, в подмосковном Монино. По открытой стоянке летательных аппаратов, не спеша, передвигались посетители, внимательно рассматривая и знакомясь с боевыми истребителями и бомбардировщиками, пассажирскими лайнерами и учебно-тренировочными самолётами. Неожиданно, поравнявшись с огромным сверхзвуковым самолётом Ту-144, одна из маленьких девочек, обращаясь к матери, воскликнула: «Мама, смотри какой маленький самолётик с красивыми крыльями…». И действительно, рядом с гигантом «Ту» стоял необычного вида небольшой самолёт. С виду похож на знаменитый истребитель МиГ-21, но уж больно приземист, не имеет стабилизатора, да и крылья не похожи…

Литература:

1. Авиация. Энциклопедия (главный редактор Свищев Г.П.). — М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.

2. Близнюк В., Васильев Л., Вуль В., Климов В., Миронов А., Туполев А., Попов Ю., Пухов А., Черёмухин Г. Правда о сверхзвуковых пассажирских самолётах. Справочник-воспоминание. — М.: Московский рабочий, 2000.

3. Затучный А.М., Ригмант В.Г., Синеокий П.М. Ту-144, легенда ХХ века. — М.: ИИГ «Полигон пресс», 2019.

4. Инвентарная карточка музейного экспоната ЦМ ВВС — самолёта МиГ-21И «Аналог» № 010103. // Научный архив ЦМ ВВС, 1981. 2 с.

5. Формуляр самолёта МиГ-21И. В 3-х кн. // Научный архив ЦМ ВВС

6. МиГ-21И (21-11; А-144) «Аналог» — экспериментальный самолет с оживальным крылом. // https://testpilot.ru/russia/mikoyan/mig/21/i/

7. Cайт «Тest pilots. Испытатели». // https://testpilot.ru/

8. Сайт «ЯПлакалъ». МиГ-21И Бесхвостка. // https://www.yaplakal.com/forum2/topic1751810.html

9. Обращение начальника музея ВВС генерал-лейтенанта авиации С.Я. Фёдорова на имя министра авиационной промышленности СССР В.А. Казакова от 10.1979 г. № 779. // Научный архив ЦМ ВВС

10. Формуляр самолёта Миг-21И «Аналог» (тип 21-11, №010103). В 3-х кн. // Научный архив ЦМ ВВС. Кн. 1. — 256 с.; Кн. 2. — 208 с.; Кн. 3. — 112 с.

Настала пора пролить свет на историю этого диковинного вида летательного аппарата, являющегося раритетным музейным экспонатом Центрального музея ВВС, отметившего в ноябре 2023 г. 65 лет.

Его название МиГ-21И — «бесхвостка». Но, впрочем, всё по порядку. «История развития авиационной техники очень многогранна и требует рассмотрения не только самих летательных аппаратов, но и в большей степени причин их появления в конкретном техническом облике, обусловленном множественными связями конструкторских бюро с научными организациями, институтами военного заказчика и производственными предприятиями». Эти слова, произнесённые Генеральным директором госкорпорации «Роскосмос», Героем России Юрием Борисовым, можно прямо отнести к уникальной самолётно-строительной корпорации «МиГ» ОКБ им. А.И. Микояна, выпускающей передовые образцы советской и российской боевой авиационной техники (1 июня 2022 г. корпорация вместе с компанией «Сухой» объединилась с ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» — «ОАК»). Многие десятилетия бренд «МиГ» является синонимом побед российской авиации и отечественного авиастроения, символом воздушной мощи, новых испытаний и экспериментов. Мало кому известно, что ОКБ А.И. Микояна потрудилось и на ниве гражданской авиации, оказывая ей порой неоценимую помощь. Так случилось и на заре появления сверхзвуковых пассажирских самолётов.

С конца 1940 гг. скорость самолётов гражданской авиации увеличилась более чем в 2 раза, приблизившись к скорости звука. Поэтому в конце 1950 гг. появление сверхзвуковых пассажирских самолётов (Supersonic Transport — SST, СПС) уже казалось закономерным, так как представляло собой отражение основной тенденции развития воздушного транспорта — борьбы за скорость. В середине 1960 гг. появились все предпосылки для создания СПС и возможности существенного увеличения крейсерской скорости гражданских самолётов. К тому же с 1960 по 1970 гг. перевозки по воздуху на трансатлантических линиях выросли в 5 раз! К тому времени военная авиация уже прочно освоила сверхзвук, и, благодаря достижениям науки и техники, была заложена база для создания СПС. Теоретические и экспериментальные исследования учёных и авиационных конструкторов позволили найти компоновки, аэродинамическое качество которых более чем на 50% превышало аэродинамическое качество военных сверхзвуковых самолётов 1950 гг., что существенно повышало возможности создания более экономичного самолёта. Успехи в развитии технологий и материаловедения предопределили создание конструкции планера и двигателей, обладающих меньшим весом при заданном объёме, а также пилотажно-навигационного и связного оборудования, значительно более лёгкого и надёжного. Появление СПС определялось потребностями бурного роста во всём мире воздушных пассажирских перевозок, включая межконтинентальные. В первой половине 1960 гг. возникла реальная экономическая потребность в самолёте с большей скоростью и с большей высотой полёта. Связана она была с несовершенством тогдашних систем управления воздушным движением (УВД), которые перестали справляться со всё возрастающим числом лайнеров, и, в первую очередь, на трансатлантических маршрутах. Поскольку рабочий эшелон СПС должен был составлять 16–22 тыс. м против 9–11 тыс. м у дозвуковых самолётов, это открывало как бы «второй этаж» на воздушных трассах и увеличивало их пропускную способность. Создание СПС большой пассажировместимости позволяло снять напряжённость с систем УВД. Однако общественное мнение тех лет длительное время выступало против больших самолётов, опасаясь гибели нескольких сотен людей в одном происшествии.

Для Цитирования:
Шулика Н.А., «Маленький самолётик с красивыми крыльями…». 55 лет назад совершил первый полёт самолёт-«бесхвостка» МиГ-21И — «аналог» с крылом переменной стреловидности. Музей. 2024;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: