В этом году исполняется 200 лет со дня рождения великого писателя, а сам 2021 год можно по праву считать годом Достоевского!
О Федоре Михайловиче знают во всем мире, его творчество любят и чтят от мала до велика. Но мало кто знает о Городе Достоевского — Старой Руссе.
Впервые Достоевские приехали в Старую Руссу 16 мая 1872 г. Их приезд был омрачен болезнью старшей дочери, которой на тот момент было всего два с половиной года. Однако город встретил их тепло и дружелюбно, а проблемы со здоровьем постепенно разрешились.
Анна Григорьевна писала: «Выбор этого курорта, как нашего летнего местопребывания, был сделан по совету профессора М.И. Владиславлева, мужа родной племянницы Федора Михайловича, Марии Михайловны. И муж, и жена уверяли, что в Руссе жизнь тиха и дешева и что их дети за прошлое лето, благодаря соленым ваннам, очень поправились. Федор Михайлович, чрезвычайно заботившийся о здоровье детей, захотел повезти их в Руссу и дать им возможность воспользоваться купаньями».
Курорт «Старая Русса», который в те времена назывался заведением «Старорусских минеральных вод», был открыт в XIX веке. Именно благодаря ему Старую Руссу назвали русским «Баден-Баденом». Сегодня курорт «Старая Русса» — один из старейших курортов Центральной России. Его самоизливающиеся минеральные воды и лечебная грязь с уникальным составом не имеют аналогов в мире. Уже с 1854 г. он стал излюбленным местом русской аристократии. На лечение сюда приезжали члены царской семьи, а также писатель Николай Добролюбов. На сцене старорусского театра начинала свою карьеру В.Ф. Комиссаржевская. А в 1904 г. на курорт приезжали Константин Станиславский и Максим Горький.
Но не только курорт так понравился семье Достоевских. Сам город влюбил Федора Михайловича и его родных в себя. Анна Григорьевна рассказывала: «Первое наше путешествие в Старую Руссу ярко запечатлелось в моей памяти как одно из отрадных воспоминаний нашей семейной жизни. Хоть зима 1871–72 годов прошла для нас благополучно и интересно, но мы уже с великого поста начали мечтать о том, как бы уехать ранней весною и куда-нибудь подальше в глушь, где можно было бы работать, да пожить вместе, не в народе, как в Петербурге, а как привыкли с мужем жить за границей, довольствуясь обществом друг друга. И вот наша мечта осуществилась».