…ты тоже
Маленькой была?
И любила бегать,
И цветы рвала?
А. Плещеев
Мы уверены, что в музеи и театры нужно ходить семьей, чтобы потом дома проживать общие впечатления и воспоминания, чтобы становиться ближе и интереснее друг другу. Будучи людьми не только музейными, но и театральными, мы хорошо знаем, что во всем мире музейная и театральная педагогика тесно сотрудничают, а музейные и театральные программы живут под одной крышей. Что же касается бэби-театра, спектакли которого адресованы публике от полугода до пяти, то тут вообще иногда трудно различить музейные и театральные подходы. Ведь здесь в центре внимания — встреча малыша с объектом: тактильный контакт, ощупывание, манипуляция, творческая проба.
В спектаклях московского «Первого театра» Юрия и Ольги Устюговых малыши рисуют стихии на стекле растопленным шоколадом («Шоколад»), экспериментируют с разными состояниями воды («Вода»), исследуют свойства снега («Первый снег»). А в спектаклях петербургского театра «Пуговица» Ирины Амосовой и Ольги Бобровой проживают весь процесс рождения хлеба — от вызревания зерна до выпекания («Хлеб»), пробуют зажечь звезды («День и ночь») и общаться со стихиями («Ветер перемен»). От музейных программ в «Экспериментариуме» и «Имаджинариуме» они отличаются, пожалуй, только тем, что в них наряду с работой со свойствами предметов и явлений больше работы с образами. Почему такие программы интересны детям — понятно. Это свобода эксперимента в условиях комфорта и безопасности. А почему их так любят родители?
Наши наблюдения показывают, что, кроме интереса к действиям собственного ребенка, у родителей пробуждается свой детский, когда-то недоигранный интерес. Сегодня мы имеем дело с теми, кто в большинстве своем вырос в мире без свободных пространств. Ну если только суперпродвинутые родители не водили ребенка в редкий и мало доступный Вальфдорский или Монтесори детский сад. Взрослая жизнь чаще всего тоже не предлагает молодым родителям богатых возможностей для самореализации: офис подчинен регламенту — корпоративный этикет, дресс-код, режим. У поколения нынешних мам и пап, особенно если это городские жители, накопились колоссальный сенсорный дефицит и нерастраченный творческий потенциал.