По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.313.82

Магнитные системы электромашин с постоянными магнитами

Шульга Р. Н. канд. техн. наук, ВЭИ – филиал ФГУП «РФЯЦ – ВНИИТФ им. акад. Е. И. Забабахина», г. Москва
Корсаков С. С. ООО «РУБРУКС», г. Москва
Ильин К. А. ООО «РУБРУКС», г. Москва

Выполнена классификация магнитных систем электромашин с роторами на постоянных магнитах. Основное отличие типов конструкций роторов определяется различием отношения значений индуктивности по продольной и поперечной осям Ld/Lq относительно вращающейся системы координат d-q. Синхронные ЭМ с инкорпорированными ПМ используют как активную, так и реактивную часть электромагнитного поля в качестве моментообразующей и имеют соотношение результирующих значений индуктивности по осям d-q равным 17 от 1 до 8. Рассмотрены конструктивные особенности синхронных электродвигателей с внешней и инкорпорированной установкой ПМ. Выполнен патентный обзор магнитных систем электромашин с ПМ.

Литература:

1. Шульга Р.Н. МГД-генерация в природе и энергетике // Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. – 2022. – № 11. – С. 16–25.

2. Шульга Р.Н. Магнетизм и сверхпроводимость // Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. – 2022. – № 11. – С. 35–46.

3. Шульга Р.Н. Судовой МГД-движитель // Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. – 2022. – № 10. – С. 29–38.

4. Шульга Р.Н. Магнитные системы магниторезонансных томографов // Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. – 2022. – № 10. – С. 13–21.

5. Шульга Р.Н. Магнитные поля и их экранирование // В портфеле редакции журнала «Электрооборудование: эксплуатация и ремонт».

6. Шульга Р.Н. ВТСП-лента и ВТСП-кабель // Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. – 2022. – №11. – С. 47–56.

7. Шульга Р.Н. Магнитное поле электромашины и трансформатора // Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. – 2022. – № 11. – С. 26–34.

8. Шульга Р.Н. К вопросу о применении криогенных энергоустановок // Энергосбережение и водоподготовка. – 2017. – № 6 (110). – С. 65–74.

9. Шульга Р.Н. Характеристики энерго-информационного пространства для природных и электроэнергетических объектов // Энергосбережение и водоподготовка. – 2015. – № 3 (95). – С. 68–75.

10. Синхронные двигатели с постоянными магнитами. – URL: http://www. engineering. solutions.ru

11. Каримов Р.Д. Система намагничивания постоянных магнитов на основе высокоскоростных магнитоэлектрических генераторов, канд. дисс. – Уфа, 2017. – URL: http://www. ugatu.su

Проблема реализации магнитных систем широкого класса электротехнических устройств встает достаточно остро, начиная от сверхсильных полей для токомаков, ускорителей и томографов и кончая самыми распространенными электрическими машинами и трансформаторами. Для создания сверхсильных полей с индукцией свыше 10 Тл требуется применять сверхпроводимость и криогенные установки, описание которых приведено в [1–4], а элементная база отражена в [5, 6]. Проблема реализации магнитных систем широкого класса электромашин (ЭМ) и трансформаторов обсуждается в [7]. Эта проблема приобрела особое звучание в связи с широким применением постоянных магнитов (ПМ) для применения в синхронных ЭМ. Многообразие типов таких машин, конструктивных способов реализации магнитных систем приводит к необходимости их классификации и выяснению их особенностей путем анализа ряда патентных решений, что и является целью настоящей статьи.

Магнитные системы электромашин (ЭМ) с постоянными магнитами (ПМ) подразделяются на следующие категории.

1. Синхронные ЭМ c поверхностной установкой постоянных магнитов на ротор (англ. SPMSM – surface permanent magnet synchronous motor), изображенные на рис. 1а и 1б.

2. Синхронные ЭМ с инкорпорированными постоянными магнитами (англ. IPMSM – interior permanent magnet synchronous motor), изображенные на рис. 1в и 1г.

3. Синхронно-реактивные ЭМ (англ. SynRM – synchronous reluctance motor), изображенные на рис. 1е.

В зависимости от конструкции ротора и магнитной системы с ПМ различают:

а) SPMSM;

б) SPMSM с внутренней установкой ПМ;

в) IPMSM с радиальным магнитным полем;

г) IPMSM с тангенциальным магнитным полем;

д) PMSM с V-образным расположением постоянных магнитов;

е) SynRM с внутренней установкой постоянных магнитов;

ж) SynRM с продольной шихтовкой ротора;

з) SynRM с поперечной шихтовкой ротора.

Основное отличие типов конструкций роторов определяется различием отношения значений индуктивности по продольной и поперечной осям Ld/Lq относительно вращающейся системы координат d-q. Синхронные ЭМ c поверхностной установкой ПМ на ротор имеют соотношение Ld/Lq равное 1. Такие ЭМ используют только активную часть магнитного поля в качестве моментообразующей и вследствие этого имеют наибольшую эффективность в режиме двигателя на низких скоростях (в пределах номинальных значений скорости ротора).

Для Цитирования:
Шульга Р. Н., Корсаков С. С., Ильин К. А., Магнитные системы электромашин с постоянными магнитами. Электроцех. 2023;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: