Имя Виталия Ивановича Чуркина, выдающегося российского дипломата, скоропостижно скончавшегося в феврале 2017 г. в Нью-Йорке на своем рабочем посту в качестве Постоянного Представителя России при ООН и Совете Безопасности ООН, навсегда останется в ряду тех, кого называют легендами дипломатии и на чьих примерах будут учиться целые поколения международников и дипломатов.
Для многих современников в России и за рубежом он запомнится как высочайший профессионал многосторонней дипломатии, который самоотверженно отстаивал интересы России на международной площадке ООН, проявляя удивительную дипломатическую виртуозность и высокий интеллект в «дипломатических схватках». Это отмечали как его сторонники, так и противники. Слушая его выступления в Совете Безопасности ООН, нередко приходилось видеть, как он «горит на работе», отстаивая позиции России в международных спорах. Его работа останется для многих поколений дипломатов примером «служения России» и той профессиональной вершиной, к которой следует стремиться.
Всегда возникает вопрос: как рождаются «звезды» такой величины, как Виталий Иванович, как они «горят» и как «гаснут» словно в одночасье? А главное — какой след или, вернее сказать, какое наследие остается после них. Вот об этом пойдет речь в данной статье.
Виталий Иванович Чуркин вовсе не был потомственным дипломатом или сыном высокопоставленного чиновника, что давало бы ему высокие стартовые позиции в жизни. Он родился 21 февраля 1952 г. в Москве в самой обычной советской семье служащего. Его отец — Иван Васильевич Чуркин был авиационным инженером-конструктором, а мать — Мария Петровна была домохозяйкой. Род Чуркиных происходил из крестьян небольшой деревни Маринкино Киржачского района Владимирской области. В год столетия со дня рождения своего отца Ивана Васильевича он опубликовал сборник рассказов, исполненных нежной любовью к своему родному краю [1].
Именно здесь, на его малой Родине, 21 февраля 2019 г. был установлен бронзовый памятник высотой в 2,5 метра работы сербского скульптора Драгана Раденовича, под которым на каменной плите достаточно символично написаны следующие слова: «Выдающийся российский дипломат Виталий Иванович Чуркин. Кто, если не мы». Эти слова являются отражением его жизненной позиции и высокого чувства профессионального долга. Он изображен во весь рост, через его левую руку переброшено пальто, а правая рука вытянута вперед в характерной для него ооновской манере — «приподнятым вверх пальцем», словно наставляя нас: «кто, если не мы?» [2].