Для многих участников ВЭД знакомы термины «товар двойного назначения (применения)», «экспортный контроль», но не все до конца понимают, что на самом деле стоит за этими понятиями и какова цена ошибки в случае нарушения законодательства в области экспортного контроля. Фактически с 1992 г. в Российской Федерации сформирована целая система экспортного контроля. Первым шагом ее формирования стал Указ Президента Российской Федерации № 388 от 11 апреля 1992 г. «О мерах по созданию системы экспортного контроля в России». Впоследствии были созданы органы государственного управления, разработаны списки материалов, оборудования и технологий, которые имеют мирное назначение, но могут быть использованы при создании ракетного, ядерного, химического и других видов оружия массового поражения (ОМП), введена уголовная и административная ответственность за незаконное перемещение таких товаров.
Историческая предпосылка к созданию системы экспортного контроля была обусловлена необходимостью соблюдения Российской Федерацией международных обязательств, конверсией оборонной промышленности, выходом на внешний рынок большого числа субъектов хозяйственной деятельности различных форм собственности, а также зарубежный опыт функционирования механизмов экспортного контроля. Говоря о глобальных вызовах XXI века и определяя угрозы безопасности, риск применения ОМП уже не кажется чем-то невозможным, самая страшная опасность — это террористический акт с применением оружия массового уничтожения в той или иной форме. В настоящее время опасность терроризма интегрирует в себя все угрозы и вызовы современности, включая экономический, демографический разрыв между Востоком и Западом, радикализацию религии и политики, незаконную миграцию, организованную преступность и угрозу распространения оружия массового уничтожения. Вышесказанное свидетельствует об актуальности экспортного контроля, где одним из внешних рубежей в его осуществлении являются таможенные органы, которые осуществляют контроль с целью недопущения перемещения контролируемых товаров с нарушением законодательства.