Правительство предлагает дополнить Бюджетный кодекс нормой, согласно которой предметом государственного (муниципального) контракта может быть финансовая аренда (лизинг). Такие поправки внес Белый дом в Госдуму. Правительство считает нужным распространить на бюджетные учреждения положения закона о лизинге, касающиеся бесспорного списания денежных средств со счета лизингополучателя, продления срока лизинга с сохранением или изменением условий договора, предоставления во временное владение и пользование предмета договора лизинга, его обслуживание и возврат, условий оказания дополнительных услуг и проведения дополнительных работ, включенных в договор.
При этом бюджетным учреждениям не дадут права на сублизинг — передачу во владение или пользование взятого в аренду оборудования третьим лицам, запретят и залог лизинга.
Идея подключить бюджетников к лизингу была одобрена еще в прошлом месяце на заседании президиума правительства. Владимир Путин назвал тогда эту меру антикризисной. Он рассчитывает, что лизинг позволит увеличить спрос на отечественные автомобили, медицинскую технику, оборудование для научных и образовательных целей. «Одновременно с помощью лизинга мы сможем ускорить обновление материальной базы бюджетных учреждений, а значит, повысить качество предоставляемых гражданам услуг», — полагает президент.
Подогреть в кризис интерес к отечественной продукции, в частности к автопрому, правительство пытается не в первый раз. Помимо субсидирования процентных ставок для граждан в феврале этого года правительство дополнительно выделило силовым ведомствам 12,5 млрд рублей на закупку автомобилей, произведенных в России. Но это «не такая уж большая сумма денег для поддержки предприятий, учитывая объемы производимого транспорта нашими предприятиями», говорят в объединении автопроизводителей России: эти деньги, очевидно, позволят докупить то, что ведомства исключили из затрат, урезая свои бюджеты из-за кризиса.
«Лизинг — безусловно, хорошая возможность для госучреждений при ограниченном бюджетном финансировании удовлетворить свои потребности в автотехнике», — говорит глава департамента общественных связей компании Solers Зоя Каика. По прогнозу, компания продаст в этом году 8 тыс. автомобилей «УАЗ» и 2,5 тыс. «Фиат Дукато». «За счет лизинга мы планируем в 2010 году даже при урезанном госфинансировании сохранить реализацию этих авто на нынешнем уровне», — говорит представитель компании. Российские производители заинтересованы в заказах от бюджетных учреждений, поскольку в условиях кризиса государство стало основным заказчиком продукции во многих секторах экономики, соглашается Константин Романов из ИК «Финам». Бюджетная сфера — достаточно большой «организм», ориентированный на потребление, поэтому лизинговая схема может оживить спрос на отечественные оборудование и авто, признает и руководитель департамента налогового и финансового консалтинга АКГ «Интерком-Аудит» Андрей Приходько.