Сегодня некоторая активность клиентов обусловлена стремлением взять технику или оборудование по существующим кредитным ставкам. И взять именно ту технику, которая еще есть «в закромах». Поскольку в условиях политики импортозамещения непонятно, какой продукт смогут предложить поставщики техники и оборудования и будет ли он востребован с экономической точки зрения, учитывая курс национальной валюты.
Приморские лизинговые компании поворачиваются лицом к предприятиям среднего и малого бизнеса (МСБ). Как результат, доля в объеме новых сделок уже превысила 50 %, тогда как еще два года назад кое-как достигала 30 %. Поддержку сегменту оказали госпрограммы субсидирования.
По данным агентства «Эксперт РА», объем лизингового портфеля в России по итогам 2015 г. продемонстрировал отрицательную динамику, что в последний раз отмечалось в 2009 г. Сумма новых договоров финансового и оперативного лизинга сократилась за 2015 г. на 17 % и составила 830 млрд руб. Сжатие суммы новых лизинговых договоров привело к тому, что объем лизингового портфеля впервые за семь лет снизился (–3 %). Кроме того, в течение двух лет подряд объем полученных лизинговых платежей продолжает превышать объем профинансированных средств, что также сказалось на величине портфеля. Текущее состояние экономики страны привело к заморозке планов предприятий по обновлению основных фондов: инвестиции в основной капитал за прошедший год сократились на 8,4 % по сравнению с 2014 г. (по данным Росстата). От еще большего падения рынок удержали крупные авиасделки и госпрограмма по субсидированию автолизинга, а также скидки и специальные предложения от лизингодателей в конце года.
Потребности клиентов МСБ и цель сохранить продажи стали главным драйвером изменений в лизинговых программах. Сегодня разнообразие лизинговой продуктовой линейки уже сопоставимо с кредитными предложениями. «Лизинговые компании стараются максимально гибко подходить к потребностям клиента. Предлагаются лизинговые сделки в зависимости от формы собственности потенциального лизингополучателя; от размера авансового платежа, который имеется в распоряжении потенциального лизингополучателя; от вида приобретаемого имущества и т. д. А также разрабатываются индивидуальные графики лизинговых платежей в зависимости от вида деятельности лизингополучателя или от срока ввода в эксплуатацию приобретаемого имущества», — рассказал Игорь Зильберблюм, заместитель председателя правления «Азиатско-Тихоокеанского банка».