Стремление к изменению вектора развития российской экономики от сырьевой к высокопроизводительной в обрабатывающих отраслях неизбежно приводит к необходимости развития наукоемких производств. По данным Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент), по итогам 11 месяцев 2018 г. отмечается рост заявок на регистрацию объектов интеллектуальной собственности: было подано 68 629 заявок на регистрацию товарных знаков (в 2017 г. — 66 039 заявок), на наименование места происхождения товаров — 80 заявок (в 2017 г. — 52 заявки); на 3 % выросло количество заявок на регистрацию изобретений, на 11 % увеличилось количество заявок на регистрацию программ для ЭВМ. Число заявок на регистрацию полезных моделей и промышленных образцов сократилось на 10 %, однако это является общемировой тенденцией [1]. Приведенные цифры свидетельствуют об относительном развитии инновационных процессов в России. В практике большинства компаний в России отсутствуют хорошо налаженные механизмы управления объектами ИС. Одной из основных проблем организации процесса управления интеллектуальной собственностью является проблема ее коммерциализации. Вопросы коммерциализации ИС в настоящее время вызывают серьезный научный и практический интерес.
Статья 1225 Гражданского кодекса РФ определяет интеллектуальную собственность как результаты интеллектуальной деятельности (РИД) и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана. К объектам интеллектуальной собственности относят произведения науки, литературы и искусства, программы для ЭВМ и базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, селекционные достижения, секреты производства (ноу-хау), фирменные наименования, наименования мест происхождения товаров, коммерческие обозначения, а также объекты смежных прав [2].
Коммерциализация ИС — это реализация результатов научно-технической деятельности, представленных в виде объектов интеллектуальной собственности, с целью получения прибыли. Традиционно выделяют три основные схемы коммерциализации результатов ИС: