Стремление к изменению вектора развития российской экономики от сырьевой к высокопроизводительной в обрабатывающих отраслях неизбежно приводит к необходимости развития наукоемких производств. По данным Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент), по итогам 11 месяцев 2018 г. отмечается рост заявок на регистрацию объектов интеллектуальной собственности: было подано 68 629 заявок на регистрацию товарных знаков (в 2017 г. — 66 039 заявок), на наименование места происхождения товаров — 80 заявок (в 2017 г. — 52 заявки); на 3 % выросло количество заявок на регистрацию изобретений, на 11 % увеличилось количество заявок на регистрацию программ для ЭВМ. Число заявок на регистрацию полезных моделей и промышленных образцов сократилось на 10 %, однако это является общемировой тенденцией [1]. Приведенные цифры свидетельствуют об относительном развитии инновационных процессов в России. В практике большинства компаний в России отсутствуют хорошо налаженные механизмы управления объектами ИС. Одной из основных проблем организации процесса управления интеллектуальной собственностью является проблема ее коммерциализации. Вопросы коммерциализации ИС в настоящее время вызывают серьезный научный и практический интерес.
Статья 1225 Гражданского кодекса РФ определяет интеллектуальную собственность как результаты интеллектуальной деятельности (РИД) и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана. К объектам интеллектуальной собственности относят произведения науки, литературы и искусства, программы для ЭВМ и базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, селекционные достижения, секреты производства (ноу-хау), фирменные наименования, наименования мест происхождения товаров, коммерческие обозначения, а также объекты смежных прав [2].
Коммерциализация ИС — это реализация результатов научно-технической деятельности, представленных в виде объектов интеллектуальной собственности, с целью получения прибыли. Традиционно выделяют три основные схемы коммерциализации результатов ИС:
• внедрение и использование объектов ИС в собственном производстве;
• создание совместных предприятий;
• передача прав на объект ИС.
В рамках собственного производства ИС может быть как создана на самом предприятии, так и приобретена по какому-либо из видов передачи прав на объекты ИС. Коммерческий эффект при этом заключается в получении прибыли путем продаж продуктов или услуг, в состав которых входят объекты ИС и (или) путем использования средств индивидуализации, которые, при условии хорошей деловой репутации предприятия, приносят дополнительную прибыль.
При создании совместных предприятий ИС, оцененная в денежном выражении, может быть вкладом в уставный фонд. Следовательно, прибыль от ее использования может поступать собственнику прав на ИС в качестве части прибыли от совместной деятельности. В последнее время актуальна тема выхода на рынок через внедрение объектов ИС в производство путем создания малого инновационного предприятия «под проект».
Основные способы передачи прав на объекты интеллектуальной собственности, распространенные в настоящее время, следующие:
• заключение договоров об отчуждении исключительного права;
• заключение лицензионных договоров;
• франчайзинг;
• инжиниринг;
• трансфер технологий;
• техническая помощь;
• лизинг.
При заключении договора об отчуждении исключительного права одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать принадлежащее ей исключительное право на объект ИС в полном объеме другой стороне (приобретателю) за оговоренное вознаграждение. По сути, после заключения договора и соблюдения всех предусмотренных ГК РФ правовых норм приобретатель становится правообладателем объекта ИС.
Основной формой коммерциализации объектов ИС в РФ является заключение лицензионных договоров. В соответствии с ГК РФ, по лицензионному договору одна сторона — обладатель исключительного права на объект ИС (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования объекта ИС в предусмотренных договором пределах. В зависимости от договоренности сторон могут быть заключены лицензионные договоры разных видов. В лицензионном договоре в обязательном порядке оговариваются объем передаваемых прав, срок, на который передаются права, территория, на которой допускается использование объекта ИС (если территория не указана, лицензиат вправе использовать объект на всей территории РФ), а также порядок вознаграждения. Таким образом, при заключении лицензионных договоров права на использование объекта ИС передаются в определенном объеме, на определенной территории, как правило, за вознаграждение и на определенный срок. Исключительное право при этом не передается, а остается у правообладателя (лицензиара).
Российское законодательство практически не оперирует понятием «франчайзинг», что является определенным препятствием заключения международных договоров. Суть этого понятия заключается в том, что крупная фирма на основе договорных отношений передает мелкой самостоятельной фирме право на использование технологии производства, продажи товара или услуги известной фирмы, а также право пользования известным товарным знаком. ГК РФ в ст. 1027 «Договор коммерческой концессии» предусматривает передачу комплекса исключительных прав, принадлежащих правообладателю, за вознаграждение, с указанием или без указания срока пользования, в определенном объеме, с указанием или без указания территории.
По договору коммерческой концессии могут быть переданы следующие права:
• право на товарный знак и знак обслуживания;
• право на коммерческое обозначение;
• право на секрет производства (ноу-хау), что, на наш взгляд, включает и право на использование коммерческого опыта;
• права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав;
• права на продажу товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем;
• права на осуществление иной торговой деятельности, выполнение работ, оказание услуг.
В бизнес-среде понятие «франчайзинг» широко используется. Применение договора коммерческой концессии при отсутствии законодательства о франчайзинге оправданно, но необходимость законодательного регулирования как такового франчайзинга очевидна.
Инжиниринг представляет собой комплекс услуг коммерческого характера по предоставлению инженерноконсультационных услуг, работ исследовательского, проектно-конструкторского, расчетно-аналитического характера, обоснование проектов, разработку рекомендаций по оптимизации процессов производства и реализации продукции или оказания услуг, а также рекомендаций в области управления. Инжиниринг в области ИС может включать:
• проведение исследования рынка ИС;
• определение области применения объектов ИС, в том числе путей ее коммерциализации;
• определение ресурсов для создания или приобретения объектов ИС и источников финансирования;
• разъяснительную работу с менеджментом и коллективом по поводу прогнозируемой эффективности нововведений, в том числе с целью нивелирования сопротивления изменениям;
• технико-экономическое обоснование создания продукта или услуги с применением объектов ИС;
• оформление документов, сопутствующих созданию и реализации проекта по внедрению объектов ИС;
• консультирование и обучение участников проекта;
• мониторинг и оптимизацию всех запланированных показателей и качественных характеристик в ходе реализации проекта.
Под трансфером технологий понимают распространение знаний технологического характера, практического опыта их использования между подразделениями предприятия, между участниками объединений юридических лиц и между не связанных между собой юридически предприятиями. Трансфер технологий включает в себя следующие действия:
• изучение наличия потребностей в определенной технологии;
• изучение наличия разработанной соответствующей потребности технологии;
• прогнозирование объема затрат на приобретение технологии;
• выбор технологии из возможных альтернатив;
• организацию переговоров между собственниками и потребителями технологии;
• заключение договора о трансфере технологии;
• передачу и практическое использование технологии на условиях договора.
Техническая помощь включает в себя инжиниринговые услуги, подрядные работы, контракты на аренду приборов и инструментов. Техническая помощь может быть как главным предметом договора, так и может быть включена как отдельный раздел в договор о передаче технологии или договор о поставках оборудования с целью приобретения или аренды. В договор о предоставлении технической помощи включаются:
• положение о неразглашении полученной в процессе обучения конфиденциальной информации;
• вопросы бытового устройства инструкторов и обучающихся;
• возможные транспортные расходы и обязательства по страхованию;
• формы вознаграждений за предоставление технической помощи.
Наименее развитой формой коммерциализации объектов интеллектуальной собственности в РФ является лизинг. По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», ключевым драйвером лизингового рынка является железнодорожный сегмент (ж/д), причем отмечаются только сделки с ж/д техникой, такая же ситуация складывается и в практике лизинговых сделок еще двух ведущих сегментов: автосегмента, авиализинга [3].
Лизинг объектов ИС хорошо развит в США, в ведущих странах Евросоюза, в Японии. Предметом лизинговых сделок в этих странах являются, прежде всего, такие объекты, как телекоммуникационное и медицинское оборудование, программное обеспечение (ПО).
Развитие лизинга объектов интеллектуальной собственности в России идет по тому же пути. Например, хорошо известное объединение компаний-разработчиков ПО России РУССОФТ, в состав которой на конец 2018 г. входило более 140 ИТ-компаний со штатом более 65 тыс. высококвалифицированных сотрудников, хорошо представлено на международном рынке. По итогам прошлого года объем зарубежных продаж компании составил 8,8 млрд долларов, в 2017 г. — 7,5 млрд долларов [4]. Следует обратить внимание на то, что рост наблюдается вопреки углублению геополитического противостояния. Аналитики компании отмечают, что такая форма передачи прав, как лизинг, пусть не в большой доле, но всё же присутствует в практике их работы.
Однако в практике работы многих инновационных предприятий такая форма передачи прав не нашла широкого применения, хотя, очевидно, эта форма имеет видимые преимущества в силу того, что в сложившихся условиях собственных средств предприятиям, как правило, не хватает. Привлечь инвестиции в объекты интеллектуальной собственности из оборотных средств не представляется возможным. Доступ к заемным средствам затруднен в силу известных всем причин — в частности, в качестве залога объекты интеллектуальной собственности банками принимаются неохотно. Механизм лизинга дает известные преимущества: отсрочку платежей, упрощение процедуры составления документов без риска их юридической несостоятельности как для лизингодателя, так и для лизингополучателя через лизинговую компанию (что особенно актуально при обороте такого специфического актива, как объект интеллектуальной собственности), упрощение механизма страхования, возможность получения налоговых льгот, отнесения лизинговых платежей на себестоимость, возможность применения ускоренной амортизации.
Рассмотрим особенности лизинга объектов ИС, которые вытекают из таких особенностей этих объектов, как их нематериальный характер: существование в качестве актива не объекта как такового, а права на использование объекта и в связи с этим необходимость при идентификации объекта ИС экспертизы не только существования объекта, но и прав на него.
Исходя из вышеизложенного, выделим следующие основные особенности лизинга объектов интеллектуальной собственности:
1. Лизингодатель передает, а лизингополучатель приобретает в качестве предмета лизинга нематериальный объект.
2. По договору лизинга передается не объект интеллектуальной собственности как та ковой, а право на его использование.
3. Срок лизингового договора не может превышать срок действия прав на объект интеллектуальной собственности.
4. По истечению договора лизинга на объект интеллектуальной собственности право на дальнейшее его использование не может перейти к лизингополучателю.
5. Лизинговый договор несет повышенную правовую ответственность в связи с необходимостью подтверждения наличия прав на использование объектов ИС.
Таким образом, ускорение темпов НТП объективно приводит к росту скорости внедрения инноваций, т. е. появлению прав на объекты ИС и их распространению. Это, в свою очередь, ведет к необходимости увеличения способов их распространения. В сложившихся экономических условиях лизинг является достаточно новой и эффективной формой распространения прав на объекты ИС.
Формат нашей статьи не предусматривает описания механизма лизинга объектов ИС, который имеет также специфические особенности, анализа особенностей взаимодействия участников лизингового договора, выявления специфических рисков и многих других вопросов, связанных с лизином ИС, что в целом представляет собой актуальные направления дальнейших исследований.